Похоронная индустрия Японии

Япония – это страна, в которой древние традиции переплетены с хайтеком. Это странное сочетание характерно и для ритуальной сферы, ведь смерть имеет особое значение в японской культуре. Индустрия похорон в Стране восходящего солнца – это переплетение сложных древних ритуалов, исполняемых по заоблачным ценам, с жесткой конкуренцией и технологической гонкой ритуальных компаний.

Как японцы организуют похороны

Общие черты организации похорон в Японии схожи с другими странами, но в ней куда большее количество тонкостей и сложностей.

Когда близкие уверены, что человек скончался, они начинают готовиться к погребению. Один из родственников берет на себя организацию похорон – традиции утверждают, что им должен быть старший сын умершего.

Организатор похорон должен:

  • известить родственников усопшего, его друзей и коллег;
  • сообщить начальству покойного о его смерти;
  • уведомить муниципалитет, который выдаст сертификат о смерти;
  • заказать погребальную атрибутику, подписать договор с ритуальным агентством;
  • договориться о проведении церемоний с местным буддистским или синтоистским храмом;
  • приобрести место на кладбище или договориться о хранении праха с монастырем.

В более традиционных семьях возникает необходимость обустроить или расширить семейный алтарь, посвященный умершим предкам.

Стоимость похорон в Японии

Япония – это страна с одними из самых высоких цен на похороны во всем мире. В последние годы средняя стоимость похорон колеблется от 20 до 25 тысяч долларов (2,5-3 млн йен). Такие высокие цены имеют под собой несколько оснований:

  • дороговизна мест на кладбищах;
  • завышенные цены у большинства ритуальных агентств;
  • требования традиций, согласно которым похороны должны быть роскошными;
  • необходимость оплачивать дорогие услуги работников кладбища и буддистских монахов (суммарно около 1 млн йен, 8700$).

Похоронный рынок Японии

В течение долгих лет ритуальные агентства Японии пользовались особым положением. Смерть родственника – это не просто трагичное, но и очень важное событие в жизни традиционной японской семьи. В этот период близкие покойного не готовы вникать в нюансы организации похорон и торговаться с агентами. Многие агенты пользовались этими традициями и навязывали свои услуги по многократно завышенным ценам.

Последние годы население Японии идет на убыль. Показатели смертности довольно высоки, и будут продолжать расти по мере того, как стареет и умирает поколение «бэби-бумеров». Ожидается, что в 2025 году число умерших японцев составит 1,53 миллиона человека. На фоне такой демографической картины ритуальная сфера Японии также растет – в 2018 году объем похоронного рынка составил 1,84 трлн йен, что равно 16 млрд долларов.

Вместе с ростом смертности в Японии выросло и число похоронных бюро. В 2018 году на японском рынке действует больше 45 000 агентства, то есть одно на каждые 2800 человек приходится по агентству. Уменьшается и число японцев, слепо верящих ритуальным агентам – все больше семей принимают взвешенные и осознанные решения, внимательно читают предлагаемый им договор или выбирают агентство заранее.

Конкуренция на японском рынке очень высока, что приводит к тому, что похоронные бюро вынуждены снижать цены, идти навстречу своим клиентам и выстраивать человеческие отношения с близкими умершего. Многие компании подстраиваются под требования времени и предлагают новые высокотехнологичные услуги – под стать одной из самых высокотехнологичных стран мира.

Похоронные инновации

В ситуации жесткой конкуренции, повышенного спроса на ритуальные услуги и безумного ритма жизни в мегаполисе, ритуальным компаниям приходится адаптироваться. На регулярно проходящих в Японии выставках похоронной индустрии можно ознакомиться с последними новинками и инновациями.

Практически ни одно погребение в Японии не обходится без буддистской церемонии. Однако монастыри с трудом справляются с такими нагрузками, монахов на каждое отпевание не хватает и цены на их услуги растут. Некоторые компании решают проблему с помощью роботов, подражающих монахам. Они выглядят удивительно похожими на людей, облачены в буддистские робы, способны поддержать беседу и читать погребальные сутры. Альтернативное решение – онлайн-трансляции буддистских монахов, когда священнослужитель присутствует на похоронах и читает сутры удалено.

Японцев считают едва ли не самой работящей нацией в мире – рабочий день сотрудника японской компании может длиться до 20 часов. В таком графике трудно найти время для посещения похорон. Поэтому некоторые кладбища организуют специальные станции, через которые можно передать свои пожелания и дары семье умершего, не выходя из машины.

Прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев

Кроме этих необычных услуг, японские ритуальные службы вводят множество важных нововведений. Вот некоторые из них:

  • прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев. Практически все пожилые жители страны продумывают свои похороны заранее, заказывают гроб и дают детальные распоряжения;
  • QR-коды появляются на все большем числе надгробий. Просканировав их, можно увидеть фото и видео из жизни умершего, его прощальное обращение и некролог;
  • японское отделение Yahoo предлагает услуги автоматического удаления страниц усопшего в соцсетях, рассылки прощальных писем по электронной почте и создания интернет-мемориалов, посвященный умершему.

Возможно, вам будет интересно:

31 октября 2018