Кого на Руси НЕ хоронили на церковном кладбище?
Русское царство, а позднее Российская империя были государствами, в которых религия занимала одну из главенствующих ролей. Так, во времена Ивана Грозного устраивали гонения на исповедующих язычество, а представителей пришлых народов старались обратить в христианство. Лишь позднее Пётр I разрешил немцам селиться своей слободой и исповедовать лютеранство. Уже к 19-му веку каждая конфессиональная община подавала прошение в магистрат на выделение земли под собственные захоронения. Ведь негоже было могилы устраивать за околицей церковных кладбищ, а на землях православных погостов предавать земле иноверцев не дозволялось. Почему же позорным считалось погребение за оградой некрополя?
Церковные кладбища
Изначально кладбища были местом, куда «укладывали» умерших для вечного сна. Перед закапыванием в землю усопшего отпевали. Дабы носильщикам гроба не носить свою ношу из одного конца селения в другой, храмы стали строить близ погостов. Позднее и церкви строили с тем учётом, что рядом должен быть надел земли для захоронения верующих. Упокоение неподалёку от Господнего дома считалось престижным: Святой Дух пребывал с преставившимися всё время.
Отсюда и пошло правило не хоронить вероотступников и иноверцев на церковных землях, т. е. на церковных кладбищах. Поскольку других некрополей в то время не существовало, а предавать земле умерших где-то надо было, их погребали без надлежащего обряда, чаще всего скидывая тела в общую яму. Такое захоронение без отпевания согласно христианским догматам сулило вечное нахождение души в Аду. Ведь грехи земные не были искуплены, а значит человек оставался перед Господом запятнанным.
Примечательно, что люди тогда были настолько суеверны, что готовы были винить в нашествии саранчи или наступлении засухи мёртвых. Вот тогда всем селом выкапывали захороненных за оградой и относили останки в лес на поругание диким зверям.
Кого хоронили за оградой кладбища?
Итак, мотивы, которыми руководствовались священнослужители при отказе в захоронении на церковных землях, ясны. Теперь уточним, кто подлежал преданию за околицей погоста.
Иноверцы
Мусульмане, иудеи, буддисты были иной, не христианской веры. Издавна их называли басурманами, коих негоже было хоронить рядом с православными. С некоторой натяжкой, и только по разрешению архимандрита католики и лютеране могли быть погребены на общем кладбище, но на отдельном участке. В пользу последних говорил тот факт, что они также верили в Единого Бога и Иисуса Христа.
С другой стороны, исповедующие ислам или изучающие Тору также не горели желанием быть погребёнными среди христиан. Например, по той причине, что упокоение правоверного фактически находилось между могилами и несведущий визитёр кладбища буквально попирал ногами прах мусульманина.
Самоубийцы
Наложившие на себя руки любым способом и оборвавшие свою жизнь вопреки велению Господа осуждались православной церковью. Никто не властен над своей жизнью – только Бог имеет право решать, кому и когда следует уйти в мир иной. Самоубийцы же вступают в конфликт с Всевышним и потому их не следует хоронить на общем кладбище, приравнивая к примерным христианам.
В наши дни сделано послабление для тех, кто неумышленно ушёл из жизни или вследствие психического заболевания. Каждый случай рассматривается отдельно и разрешение на отпевание даётся архимандритом. Например, Сергея Есенина отпевали, поскольку вопреки официальной версии про самоубийство были веские подозрения относительно инсценировки оного. Разрешение на чтение отходных молитв получают родственники случайно отравившихся ядом, защищавших ценой своей жизни других людей, совершивших суицид в состоянии помрачения рассудка.
Утопленники
Независимо от того, добровольно ли человек канул в пучине вод или утонул в бурю, утопленников не хоронили на общем кладбище. Здесь скорее следует искать отголоски языческих поверий, по которым каждый, кто сгинул на дне водоёма превращался после смерти в русалку или водяного. Во все времена водных жителей сторонились, ибо и защекотать могут до смерти, и утянуть за собой на дно. А уж если тело утопленника окажется на погосте, то тогда им будет доступно в вечерние и ночные часы запоздавших визитёров обольщать и лишать жизни.
Артисты
На забаву публике скоморохи рядились в разное, надевали чужие личины и давали представления на ярмарках. Именно за такую особенность – менять свой облик по желанию – лицедеи были осуждаемы в народе. Как знать, кто перед вами: купец или нищий? Человек, пусть и на некоторое время, вводивший в заблуждение остальных, по сути есть обманщик. Он заигрывает с нечистой силой, перевоплощаясь в другой образ.
Убитые, умершие от несчастного случая или в дороге
Смерть от чужой руки, в силу обстоятельств или вдали от дома считалась в народе «наглой». И посылалась она тем, кто был грешен перед Господом. Таких людей словно помечала Божья длань, «отделяла овец от козлищ». Чужими руками преждевременно обрывалась жизнь смертного, что говорило о неискупаемости его прегрешений.
Разбойники, воры, казнённые
Ведущие разбойный образ жизни осуждались, их не принимали не только в мирской жизни, но и после смерти. Самим своим присутствием между достойными людьми они могли осквернить последних. Патриарх Филарет в 1619 году строго настрого запретил отпевать тех, кто вёл неправедную жизнь, обворовывал или убивал других. А Патриарх Адриан ужесточил указ, повелев тела всех самоубийц и преступников вывозить в чисто поле или лес, чтобы их останками питались падальщики.
Некрещённые младенцы, выкидыши
Умершие во младенчестве и не принявшие крещения также хоронились вне границ кладбища. Потому родители так стремились даже хилое дитя сразу же после рождения покрестить, чтобы не довелось к нему ходить на могилу за околицу.