Мемориал Эштон
В фильмах и художественной литературе множество сюжетов базируются на высоком чувстве – Любви. Иногда кажется, что в жизни подобному нет места и они выдуманы. Или романтика существовала только в давние времена. Однако беззаветная любовь, как у Ромео и Джульетты или Лейлы и Меджнуна существует и ныне. Ярким свидетельством этого служит Мемориал Эштона в Англии.
Джеймс Уильямсон, первый барон Эштон
Джеймс Уильямсон был потомственным предпринимателем. Его отец, по совместительству мэр Ланкастера, основал бизнес по производству тканей. Джеймс, отучившись в местной Королевской гимназии, расширил семейное дело и стал производить также клеёнку и линолеум. Однако получение высоких доходов не было самоцелью. Уильямсон был известным филантропом, направлявшим свои богатства на развитие родного города. Известен случай, когда он в один день устроил обед для 10 000 малоимущих жителей. Особенную щедрость он проявлял к детям.
Что касается благоустройства города, то именно силами Уильямсона бывшие каменоломни превратились в городские сады и парки. Крупнейшим из них был Городской парк Уильямсон. Также на его счету было строительство Ланкастерской ратуши и других зданий. По скромным подсчётам за все годы меценатства он в той или иной форме передал городу и его жителям около 500 тыс. фунтов стерлингов (порядка 50 млн. фунтов стерлингов на 2020 год).
Во всех начинаниях его поддерживала вторая жена, Джесси Генриетта Халм, с которой Джеймс прожил счастливые 24 года (1880-1904). Дабы сполна выразить всю горечь утраты он пожелал воздвигнуть в честь своей умершей супруги мемориал в том самом Городском парке Уильямсона.
Безумие Уильямсон-парка
Для увековечивания памяти своей супруги барон Эштон пригласил известных людей того времени – архитектора Джона Белчера и резчика по камню Герберта Хэмптона. Итогом плодотворного союза стало здание в стиле эдвардианского барокко высотой 150 метров из портлендского камня (белого известняка) на стальных конструкциях. Ступени, ведущие ко входу в холл изготовлены из высокопрочного корнуолльского гранита. Наружное покрытие купола из меди. По четырём углам конструкции установлены скульптуры, символизирующие Коммерцию, Науку, Искусство и Промышленность.
Внутреннее убранство не менее уникально. Полы устланы белым, красным и чёрным мрамором. Верх купола венчают аллегорические картины Джорджа Мюррея «История», «Торговля» и «Искусство». Ещё более поражает, что строительство столь монументального сооружения заняло всего три года (1907-1909).
Столь высотное здание хорошо просматривается в тихую погоду даже с отдалённых островов Ирландского моря. Воистину, в начале прошлого века мемориал поражал своим видом. Злопыхатели его даже обозвали «безумием Уильямсон-парка». Хотя, если любовь часто сравнивают с сумасшествием, возможно, употребление такого эвфемизма был вполне оправдано.
Мемориал Эштона в наши дни
Мемориал Эштона часто именуют Северным Тадж-Махалом, стремясь подчеркнуть романтическую историю его создания. Множество супружеских пар, желая познать такую же любовь в браке, играют здесь свадьбы. Однако, в отличие от оригинального индийского мавзолея, здесь не упокоились останки Джесси Генриетты. Тем не менее, ланкастерцы свидетельствуют о том, что лунными ночами вокруг мемориала бродит призрак то ли Джесси, то ли самого Джеймса…