Модный траур в викторианской Великобритании
Во второй половине XIX века в Великобритании сложилась отчётливо выраженная увлеченность темой смерти. Подчёркнутое стремление демонстрировать состояние траура стало признаком благовоспитанности в высших и средних слоях английского общества.
Основополагающую роль в формировании «моды на траур» сыграла королева Виктория, муж которой, принц Альберт, умер в 1861 году на сорок третьем году жизни. До своей кончины, последовавшей через сорок лет, вдова постоянно была в трауре по нему. Её нечасто видели в столице, так как по большей части она пребывала в уединении в виндзорском королевском замке.
Всё это время покои принца Альберта оставались в том же виде, в каком они были раньше. Прислуга поддерживала порядок в помещениях, в которых всё словно ждало его появления. Спальню королевы украшал портрет усопшего, под которым был поставлен его же бюст.
Регламентированность и длительность траура
В период правления королевы Виктории траур по близким у её подданных мог длиться в течение нескольких лет, причём намерение продолжить траур и после истечения предписанных сроков одобрялось, а его сокращение подвергалось общему осуждению. В этом отношении было принято следовать примеру королевы.
Самым продолжительным, не менее двух лет, был траур в случае кончины кого-либо из супругов или родителей. Не менее девяти месяцев продолжался траур после смерти сына или дочери. Когда умирали другие родственники длительность траура определялась степенью их близости с семьёй. Самым непродолжительным был траур по близким, не бывшим родственниками.
В начальный период полного траура, составлявший до половины общего срока, одевались только в чёрное, причём вдовам полагалось прикрывать лица тёмными вуалями. Ближе к завершению, в периоды обычного траура и полутраура, в одежде допускалось появление деталей белого, а затем иных неброских цветов таких как серый, лиловый, пурпурный и так далее.
До завершения периода строгого траура отказывались от участия в любых увеселительных мероприятиях и праздниках, гостями могли быть лишь самые близкие друзья, которые в память об усопших приходили в одеждах тёмных цветов. Вдовам следовало появляться на людях лишь в церкви, мужчинам можно было работать и участвовать в политической жизни, их одеждой оставались обычные костюмы в тёмных тонах с чёрными лентами на шляпах или рукаве.
Траурная мода
Викторианские этикет и мораль ставили в довольно жёсткие рамки модные тенденции того времени в Великобритании. Тем не менее в стране формировалась и процветала модная индустрия траурной направленности. В Лондоне и других крупных городах разнообразные магазины и ритуальные бюро предлагали достаточно обеспеченным покупателям большой выбор товаров и услуг, соответствующих господствующему культу траура.
Траур должен был выражаться в любых мельчайших деталях одежды и всех аксессуарах, включая перчатки, головные уборы, зонтики и другое. Даже металлические слуховые трубки, применявшиеся тогда в качестве слуховых аппаратов, обшивали траурным чёрным бархатом, чтобы металлический блеск металла не нарушал господствующую тёмную гамму.
Те, кто победнее, конечно, не могли позволить себе приобретение специальных одежд и аксессуаров для разных периодов траура. Но и они стремились как-то приблизиться к господствующим веяниям, в английских городах в викторианские времена весьма популярны стали услуги красильщиков, у которых предлагали перекрашивать в чёрный цвет имеющиеся одеяния.
В период строгого траура не следовало пользоваться украшениями, но затем допускалось использование особых траурных украшений, изготовленных в соответствии с определёнными требованиями. В них должны были отсутствовать яркие или блестящие элементы, предпочтение отдавалось чёрному и белому цветам. Использование белого цвета, символизирующего невинность, считалось уместным, если умер ребёнок или незамужняя девушка. Весьма популярны были изделия из гагата, разновидности каменного угля. В дешёвых вариантах гагат заменяли чёрным стеклом. Также использовались жемчужные и гранатовые украшения. Блеск золота и бриллиантов считался не совсем подходящим для траурных украшений. Иногда взамен бриллианта использовалась имитация из стали.
Помимо цветовых характеристик в траурное украшение зачастую включали некоторые детали, напоминающее о его предназначении: миниатюру с инициалами, портретом умершего или умершей, прядь волос, изображение надгробия или символов верности и любви (голуби, сердце и другие).