Могилы литературных персонажей
Как известно, все люди смертны. Даже если эти люди – герои художественного произведения, можно предполагать, что рано или поздно их жизненный путь подходит к концу. Не всегда повествовательная фабула затрагивает этот момент в судьбе героя, однако зачастую пытливый исследователь может найти информацию о том, где и как погребен тот или иной герой произведения. Порой на это указывают незначительные, казалось бы, детали повествования, иногда об упоминает автор в переписке с кем-либо, а временами помогает кропотливая работа критиков и любознательных читателей.
Следует иметь в виду, что сама по себе традиция указывать в реальности места рождения или смерти вымышленных сущностей очень древняя, и восходит к античным временам – любой образованный древний грек мог показать могилу Зевса на Крите или места погребения героев «Илиады». В наше время могилы вымышленных персонажей редко становятся памятными местами – чаще бывает, что поклонники ставят памятник герою в каком-нибудь месте, связанном с его «прижизненной» деятельностью – но некоторые из них все-таки достойны внимания.
Времена былинные
Одним из самых древних, и одновременно, самых известных героев русской литературы является Илья Муромец. Простой крестьянский сын из села Карачарова под Муромом, согласно былинам он получил невероятную силу и посвятил жизнь защите родных земель и людей от разнообразных угроз. Илья описан в былинах как герой, заступник слабых и второй по силе, после другого витязя, Святогора, однако первый по известности русский богатырь. Его могила не известна с давних времен – в первую очередь потому, что с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, инок Киево-Печерской лавры. Гроб с его мощами по сей день можно увидеть в пещерах киевской Лавры: к нему регулярно приходят и туристы, желающие посмотреть на место упокоения героя, знакомого с детства, и молящиеся, поскольку Илия был причислен к лику святых еще в 1643 году.
Другой герой былин, чье место упокоения известно – Евпатий Коловрат. Этот прославленный воин жил позже, не в легендарную эпоху богатырей, а в черную пору монгольского нашествия на Русь. Согласно легендам, Евпатий долго и яростно мстил захватчикам за сожжение родной Рязани, а погиб 4 марта 1238 года, в большом сражении с монголо-татарами на реке Сить. После этого оставшиеся в живых дружинники перенесли тело Евпатия Коловрата на Зарайскую землю и похоронили, как гласит народная молва, на левом берегу реки Вожи, между селениями Китаево и Николо-Кобыльское – по сей день это место в народе известно как Могила Богатыря.
Два Левши
Трагическая история жизни, творчества и борьбы за правду тульского оружейника Левши знакома всем читателям русской литературы еще со времен школьной скамьи. Автор произведения – Николай Семенович Лесков – оборвал повествование на моменте смерти главного героя, который скончался в больнице, будучи никому не нужным, так что во вселенной своего произведения Левша вряд ли имеет могилу и памятную надпись. А вот в нашей реальности «Могила Левши» широко известна: дело в том, что у литературного персонажа был живой прообраз, тульский мастер-оружейник Алексей Сурнин, с которого написал портрет своего героя Николай Лесков. Подобно литературному визави, настоящий Левша тоже путешествовал в Англию, учился там сам и удивлял своим мастерством англичан – по некоторым сведениям и вправду подковав миниатюрную блоху. А вот после возвращения на родину участь Алексея сложилась более счастливо, чем у героя книги – его предложения по модернизации оружейного дела были услышаны и до конца дней своих он работал над совершенствованием Тульского завода. Место где был похоронен в 1811 году реальный Левша, сохранилось по сей день – на тульском городском кладбище большой мраморный крест отмечает место пересечения вымышленной и действительной истории.
Вечный поиск покоя
Один из самых необычных и запоминающихся героев русской литературы – Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа Гончарова, умирает к концу книги, и автор пишет, что «...ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его». Вокруг образа Обломова, его поступков, рассуждений и судьбы в целом сломано множество копий критиков и литературоведов, однако место его погребения можно установить достаточно точно, хотя сам Гончаров его не описывал. Как упомянуто в романе, Обломов был погребен недалеко от своего последнего места жительства на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Хотя точный адрес его дома не указан, по косвенным признакам можно определить место дома Агафьи Матвеевны – район впадения в Неву реки Охта. Следовательно, могила Обломова расположена где-то на Большеохтинском кладбище, которое как раз ко времени романа пришло в некоторое запустение и полностью соответствовало своим видом тому покою и гармонии, которых искал Илья Ильич в жизни.
Легенды у железной дороги
Драма любви и гибели Анны Карениной – важная часть и русской, и мировой литературы. Погибшая под поездом героиня романа Льва Толстого, согласно тексту, встретила свою смерть на станции Обираловка (ныне Железнодорожная), куда приехала для встречи с Вронским. Получив записку, что будет Вронский только вечером, и решив, что это завуалированный отказ от встречи, Анна, будучи в крайне нервическом состоянии, приняла решение «смыть с себя позор» смертью и бросилась под приближающийся поезд. До сих пор в Железнодорожном можно встретить людей, готовых показать могилу Анны Карениной – то у Троицкой церкви, то у Саввинской церкви Преображения Господня, а местные городские легенды гласят, что, в самом деле, где-то в Железнодорожном есть то ли памятная доска, то ли бюст Анны Карениной, и даже хранятся ее окровавленные перчатки, шарфик, шляпка.
Кладбище и Маргарита
Еще одно место погребения, о расположении которого нельзя прочесть, но которое можно при внимательном чтении угадать – это могила Берлиоза, героя романа «Мастер и Маргарита». Михаил Александрович погибает почти в самом начале произведения, и его смерть становится завязкой многих сюжетных линий, а посмертная судьба тела оказывается важной частью повествования. Похороны Берлиоза представлены в романе в первую очередь через скандал с пропажей головы трупа, однако и некоторые сведения о месте погребения его останков можно извлечь из текста. В романе упоминается, что в определенный момент Маргарита сидит около ограды Александровского сада, и мимо нее проходит траурная процессия с телом бывшего председателя МАССОЛИТа. Таким путем могут нести покойников на два кладбища в центре Москвы: на Новодевичье, по Волхонке, Кропоткинской и Большой Пироговской или на Дорогомиловское – мимо Манежа, по Воздвиженке, Арбату и Бородинскому мосту. Хотя Берлиоз, как видный представитель советской номенклатуры, вполне мог рассчитывать на Новодевичье кладбище, текст романа подсказывает иное: Маргарита, находясь в троллейбусе, едущем через Москву-реку, слышит разговоры попутчиков о кремации, до нее доносятся звуки похоронного оркестра. Все это вместе дает читателю ответ: процессия идет по мосту, то есть к Дорогомиловскому кладбищу, где и будет похоронен Михаил Александрович Берлиоз.