Можно ли ходить в церковь во время месячных
Существует мнение, что во время месячных нельзя ходить в церковь. В некоторых религиях менструация рассматривается как период нечистоты, в течение которого нежелательно совершать таинства, а также прикасаться к мощам, иконам и другим святыням. Многих женщин, живущих духовной жизнью, интересует, как к этой проблеме относятся христианские богословы. Ведь лучше заранее узнать о существовании определенного запрета, чем случайно нарушить его. Поговорим о том, можно ли во время месячных посещать храм и как правильно себя в нем вести.
Можно ли с месячными в церковь - история
Представления о женской нечистоте возникли задолго до христианства. Например, языческие жрицы не могли совершать священные ритуалы во время критических дней и после рождения ребенка. Всем остальным служителям и служительницам культа запрещалось к ним прикасаться, иначе они тоже становились нечистыми. Вера в опасность менструального кровотечения сохранилась и укрепилась у древних евреев. В иудаизме до сих пор считается, что во время него женщине нельзя находиться в храме, а также делать некоторые другие вещи (скажем, вступать в интимную связь с мужчиной). В христианстве вопрос о ритуальной чистоте многократно рассматривался в Ветхом и Новом Завете, а также в текстах Отцов Церкви и современных теологов. Поэтому и представления о том, можно ли идти в церковь при месячных, постепенно менялись.
Ветхий и Новый заветы
В священной книге Левит говорится, что женщина является нечистой во время менструации и после родов. Следовательно, ей не позволено ходить в храм и прикасаться к тем, кто пребывает в состоянии ритуальной чистоты. В Протоевангелии Иакова есть упоминание, что сама Дева Мария соблюдала этот обычай и в возрасте двенадцати лет ушла жить в дом своего будущего мужа Иосифа, чтобы не осквернять обитель Господа (до этого она жила в храме).
После пришествия на землю Иисуса Христа представления древнего мира о благочестии коренным образом изменились. Христос провозгласил, что чистым или нечистым человека делают его намерения и поступки, то есть соответствующие категории стали скорее этическими. В Новом Завете рассказывается, что однажды к Спасителю подошла женщина, у которой было кровотечение, и схватилась за край Его одежды, надеясь получить исцеление. Он не прогнал и не осудил ее, а излечил и похвалил за веру.
Тексты богословов
С середины второго века Отцы Церкви широко обсуждали предписания Ветхого Завета по поводу ритуальной нечистоты. Однако их толковали уже в символическом смысле, а не в буквальном. У Мефодия Олимпийского и Оригена понятия «чистый» и «нечистый» связаны с добродетелью и грехом, а не с состояниями организма. Они считали, что таинства Крещения и Причастия в достаточной мере очищают верующего христианина, так что он уже не может быть осквернен теми вещами, которые упомянуты в книгах Ветхого Завета. На этом основании Отцы Церкви считали допустимым смягчить или вовсе устранить некоторые древние запреты, например разрешить супругам не совершать омовение после близости. В тексте под названием «Сирийская Дидаскалия» женщин прямо призывают молиться и причащаться во время месячных, потому что в случае внезапной смерти они уйдут в мир иной «пустыми», то есть без Бога. В Дидаскалии говорится, что, раз сам Спаситель исцелил женщину, у которой было кровотечение, то и мы не должны гнушаться подобным состоянием.
Дионисий Александрийский, излагая свои взгляды на вопрос ритуальной нечистоты, также вспоминает про этот эпизод, но делает из него противоположный вывод. Он говорит, что женщина схватилась за край одежды Иисуса Христа, но не касалась Его самого; значит, во время менструации нельзя дотрагиваться до святынь и входить в храм, но можно молиться и просить Бога о помощи.
В начале VII века Папа Римский Григорий выступил против того, чтобы запрещать женщинам посещать церковь и принимать Причастие в критические дни. Он аргументировал это тем, что месячные – явление совершенно непроизвольное, и нельзя считать никого нечистым только из-за того, что его организм отторгает лишнюю материю.
У Русской Православной Церкви существовали собственные, особо строгие обычаи, касающиеся посещения храма женщинами. Все функции, связанные с интимной жизнью и деторождением, на Руси считались греховными, поэтому в течение долгого времени после родов матери не разрешалось входить в жилище Бога. Дом, где появился на свет младенец, также считался оскверненным, и в него нельзя было заходить до прочтения специальной молитвы. Понятно, что при таком отношении к женской природе ни у кого даже не возникало вопроса, можно ли в церковь с месячными. Любая прихожанка должна была немедленно уйти оттуда, если у нее открылось кровотечение. Невыполнение этого требования наказывалось епитимьей с пятьюдесятью земными поклонами в день.
Рациональное объяснение
Существует мнение, что раньше было нельзя ходить в церковь во время месячных по практическим соображениям – современных предметов гигиены тогда не существовало, и женщина могла попасть в неприятную ситуацию, например запачкать пол кровью. На деле причины запрета на посещение храма, скорее всего, были в другом. Они уходили корнями в ветхозаветные представления о ритуальной нечистоте, о которых рассказывалось выше. Поэтому и православных, и католических богословов волновали прежде всего рекомендации Библии и Отцов Церкви, а не вопросы гигиены.
Мнение современной православной церкви
Официальная позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что женщина во время менструации не должна только причащаться. Такое решение было вынесено в 2015 году на Архиерейском Совещании. Все остальное – ходить в храм, целовать иконы, молиться, прикасаться к мощам – допустимо. Впрочем, на практике у разных представителей духовенства разные мнения на этот счет. Некоторые до сих пор считают, что во время месячных лучше оставаться дома.
У Патриарха Сербии Павла есть статья, посвященная вопросу менструации у христианок. Он пишет, что телесная нечистота не сообщает людям нечистоту духовную. Современные предметы гигиены полностью исключают риск того, что кровь попадет на пол или на святыни. Поэтому женщина, совершив все необходимые гигиенические процедуры, может посещать церковь и молиться.
Можно ли причащаться во время месячных?
Нет, причащаться нельзя. Исключением может стать только та ситуация, когда женщина находится в смертельной опасности. Хотя на Западе уже не существует запрета на таинство Причастия в критические дни, в нашей стране он до сих пор сохраняется и поддерживается Церковью.
Как в других религиях?
В католицизме вопрос о том, можно ли с месячными в церковь, давно не ставится – женщинам разрешено полноценно участвовать в церковной жизни независимо от физиологии. В иудаизме и исламе состояние менструации по-прежнему считается нечистым, поэтому ходить в синагогу или мечеть во время регул нельзя. Зарубежные православные церкви движутся в направлении отмены запрета на Причастие. Хотя мнения священников по этому вопросу до сих пор разнятся, большинство из них считают, что понятие ритуальной нечистоты пора упразднить. Об этом говорилось во время заседания Священного Синода Антиохийского (1997) и Богословской конференции на Крите (2000).
Вопросы и ответы
Правда ли, что в течение сорока дней после родов нельзя посещать храм?
Священнослужители не рекомендуют это делать. На сороковой день нужно прочесть послеродовую молитву и только потом идти в храм.
Почему современные христианские богословы против понятия нечистоты?
В первую очередь потому, что выделения из человеческого тела – не болезнь, не грех и вообще не что-то негативное. В старину этого не понимали – хотя, например, греческие врачи уже знали, что женский организм таким образом очищается, другие народы с менее развитой медициной зачастую имели весьма смутные понятия о физиологии. Далее, в Пятикнижии содержится довольно много требований, от которых христианство давно отказалось, считая их доисторическими предрассудками. На этом основании богословы замечают, что несправедливо сохранять одни правила и убирать другие – нужно прийти к единому мнению о том, должны ли современные люди соблюдать предписания Ветхого Завета.
Согласно канонам православия, женщина не должна участвовать в таинстве Причастия. В остальном ей разрешается жить привычной духовной жизнью: посещать храм, молиться, дотрагиваться до святынь, есть просфоры и пить святую воду. Поэтому если у вас критические дни, вы можете идти в церковь с чистой совестью – это не грех.
Если вы столкнулись с потерей близкого человека и необходимостью организовать похороны, обратитесь в службу Ritual.ru. Наши специалисты помогут решить все возникшие проблемы и провести достойную церемонию прощания. Получить подробную информацию и заказать ритуальные услуги можно по круглосоточному телефону Ritual.ru: +7 (495) 100-3-100