Некрополь Оптиной пустыни
Оптина Пустынь — знаменитый мужской монастырь в Калужской области. Расположен он в 4-х километрах от города Козельска, не менее знаменитого, чем сам монастырь. Это старинный русский город, известный с 1146 года. Во время нашествия монгольского хана Батыя жители города оказали беспримерное сопротивление ханской Орде. С марта по май 1238 года монгольские войска не могли подавить оборону города. Взяв его измором, хан приказал сжечь Козельск, назвав его «злым городом».
Оптина Пустынь, история основания
В старые времена пустынью называлось место обитания небольшой мужской монашеской общины. По преданию (письменных свидетельств не найдено) в конце XIV века основал пустынь разбойник по имени Опта. Он раскаялся в своих недобрых делах, принял монашеский постриг под именем Макария и стал первым настоятелем этого небольшого монастыря. В течение долгого времени монастырь влачил жалкое существование, пережил Смутное время после смерти царя Бориса Годунова, разорение во время польско-литовского нашествия, но всё-таки выстоял. В 1724 году в монастыре числилось всего 12 монахов, и Макарьевскую Оптину Пустынь упразднили. Однако, уже в 1726 году она была восстановлена, ей возвратили всё монастырское имущество, но очень долго число монахов было ничтожно: в 1770 году было 3 монаха, в 1772 году — два монаха, оба в очень преклонных годах. Судьба Оптиной Пустыни резко изменилась в 1796 году, когда её посетил митрополит Московский и Калужский Платон. Он был очарован местоположением старинной обители. На берегу реки Жиздры, рядом с сосновым бором, это место как-будто специально было создано для отшельнической жизни, для духовных исканий. Монастырь стал отстраиваться, появились соборы и церкви, часовни, больница, трёхъярусная колокольня с пристроенными монашескими кельями. Построили скит для пустынников, которые добровольно обрекли себя на жизнь в одиночестве в размышлениях о вере, о предназначении человека. Постепенно Оптина Пустынь превратилась в островок духовности, куда приезжали тысячи людей, чтобы набраться мудрости, получить совет, помощь (говорят, что старцы Оптиной Пустыни обладают исцеляющей силой).
Некрополь Оптиной Пустыни
Конечно, без кладбища монастырь, существующий более 600 лет, обойтись не мог. Некрополь расположен внутри монастыря рядом с звонницей, между четырьмя храмами: Введенским собором, Казанским и Владимирским храмами и церковью Марии Египетской. В 70-е годы XVIII века жители Козельска обратились в епархию с просьбой открыть на территории монастыря кладбище для себя. Им отказали и сделали исключение только для знатнейших людей и для тех, кто существенно помогал монастырю. Решение о погребении мог принять только настоятель монастыря. Основная масса погребённых на монастырском погосте монахи, настоятели обители и старцы, которые жили в монастырском ските и были духовными руководителями братии.
Могилы старцев и монахов Оптиной Пустыни
Много на погосте захоронений монахов старцев, верных служителей православной веры. Внушительный памятник в виде чугунного креста с позолотой возведён над могилой знаменитого старца, иеромонаха Леонида, основателя старческого пути в Пустыни. Он скончался в 1841 году, оставив много духовных учеников. Один из них, о. Макарий, покоится под красивейшим памятником-часовней. Выходец из дворянской семьи, он 49 лет провёл в монашестве и учил словом смирению и любви к ближнему. Монашеских захоронений так много, что за южной оградой обители выделили новый кладбищенский участок для «молодых» монахов, а на внутреннем кладбище стали хоронить только старцев. Эта традиция соблюдалась до 1993 года, когда от руки психически нездорового человека погибли три молодых монаха, которые были зарезаны во время отправления ими службы на монастырской звоннице. Монахов похоронили отдельно от всех, в южной части монастыря, возведя рядом часовню-сень.
Благодетели монастыря и знатные люди
Благодарственные слова выбиты на памятнике над могилой помещика Алексея Ивановича Желябужского, много помогавшего при строительстве храмов. Представители славного дворянского рода Камыниных — бескорыстных благодетелей монастыря, много сделавших для его возрождения, тоже покоятся в некрополе. Погребены в склепе представители купеческого семейства Карлиных, щедрых благотворителей Оптиной Пустыни. Захоронены в одной оградке братья Пётр и Иван Киреевские, многолетние друзья и почитатели монастырской братии и старцев обители. Иван Васильевич Киреевский был известным и уважаемым философом и мыслителем. Сохранились надгробия семейства козельских купцов Брюзгиных, с помощью которых был основан и обустроен скит для старцев Оптиной Пустыни. Многие надгробья утеряны, но много и восстановленных. Это простые каменные плиты с именами и датами рождения и кончины. Между прочим, имена знаменитые: Чичерины, Писаревы, Татищевы, Толстые и т.д.
Прочие захоронения в Оптиной Пустыни
Есть на монастырском погосте захоронения удивительные. Небольшое надгробие над могилой мальчика двух с половиной лет, который перед смертью приобщился к святым таинствам: исповедался, покаялся, причастился, чем покорил братию монастыря. Похоронена на кладбище обители старица Варвара Львовна Мартемьянова, которая поражала всех добродушием, гостеприимством, кротостью и миролюбием. В августе 1860 года приехала в Оптину Пустынь помещица, сестра адмирала П.С. Нахимова, навестить сына, который принял монашеский постриг и жил в обители. Заболела барыня и умерла. На её отпевание из имения за 12 вёрст от монастыря пришли крестьяне, чтобы проститься с «доброй барыней», как они называли её. На православном кладбище обители нашёл последнее пристанище уроженец Швейцарии, директор лесного училища И.И. Пеллисиер. Не отказывали в предании земле и так называемым «случайным гостям»: странникам, умершим в обители, утопленникам, вынесенным на берег, тем, кто погиб от нападения диких зверей (были и такие случаи). Всех принимала земля Оптиной Пустыни, никому не отказывали в помощи и в последнем приюте.
Оптина Пустынь, став в XIX веке духовной школой не только для простого народа, но и для интеллигенции России, остаётся таковой и в настоящее время. Жизнь монахов и старцев Оптиной Пустыни стала образцом высокой нравственности, благочестия, мудрости, смирения, кротости и любви.