Новосибирский музей мировой погребальной культуры
Для человечества смерть остается чем-то из области неизведанного, зловещей «terra incognito» – неизведанной территорией, которая одновременно вызывает в людях мистический ужас и будоражит любопытство. Смерть издревле окружена многочисленными суевериями, приметами и магическими ритуалами, она красной нитью проходит через всю историю мирового искусства и привлекает к себе внимание ученых из самых различных областей знаний от биологии и медицины до философии и религиоведения. Однако, несмотря на место, которая эта тема занимает в человеческой жизни, до сих пор смерть и ее переживание являются табуированными темами в современном западном обществе.
В последние годы предпринимается все больше попыток активизировать обсуждение темы смерти – как в домашней обстановке, так и на публике. Экскурсии по кладбищам, танатологические лекции и тематические мероприятия могут показаться насмешкой над усопшими, но на самом деле помогают создать комфортную среду для разговоров об извечных вопросах, демонстрируя особенности похоронной культуры на протяжении человеческой истории. В России одним из лидеров этого тренда стал Музей смерти в Новосибирске.
Возрождение российской похоронной культуры
В Советском Союзе господствовало пренебрежительное отношение как к смерти, так и похоронному делу. Кладбища развивались стихийно, отсутствовало централизованное производство ритуальных принадлежностей или даже катафального транспорта, похоронная индустрия испытывала постоянный острый дефицит, а похороны оставались сферой ответственности отдельной советской семьи: люди сами искали гроб (обычно кустарного производства), занимались организацией захоронения и установкой памятника. Тему неизбежности жизненного финала было принято избегать в разговорах и даже мыслях. Все эти проблемы по наследству перешли молодой России и до сих пор продолжают оказывать влияние на восприятие смерти.
Для того, чтобы уничтожить общественное табу и сформировать новое отношение к этическим, социальным и экологическим аспектам деятельности похоронных служб необходимо было приподнять завесу над «тяжелой» темой. Первые такие попытки были предприняты еще в 90-х: так, основанный в 1992-ом новосибирский выставочный проект «НЕКРОПОЛЬ», будучи первым специализированным пространством для обсуждения этих вопросов, быстро привлек внимание не только российской, но и мировой общественности. На третий год своего существования он переехал в Санкт-Петербург, а затем – в Москву, обосновавшись в 20-м павильоне ВДНХ. Сегодня в рамках этого мероприятия ежегодно собираются лидеры мировой индустрии, проходят конференции, посвященные похоронным практикам в разных странах, организуются выставки новинок похоронного оборудования и принадлежностей, а также ритуальных артефактов прошлого.
Именно на этой выставке в 2000 году новосибирский предприниматель и один из организаторов НЕКРОПОЛЯ Якушин познакомился с чешским производителем кремационного оборудования Зденеком Лехнером. Итогом их плодотворного сотрудничества стал первый в России частный крематорий. Несмотря на протесты общественности и 18 судебных исков в июле 2003 в поселке Восток в пригороде Новосибирска состоялось официальное открытие крематория. Он стал основой для мемориального комплекса, на территории которого вскоре возник Историко-художественный Музей Смерти или Музей мировой погребальной культуры.
Погребальная культура – культура памяти
Хотя официально свои двери музей открыл только в 2012 году, появился он одновременно с крематорием. Огромная коллекция ритуальных принадлежностей музея, состоящая более чем из 30 тысяч экспонатов, началась с нескольких похоронных гравюр XIX века, приобретенных на английском антикварном рынке. К моменту открытия музея в коллекции находилось более 12 тысяч гравюр, 9 тысяч открыток, картин и фотографий на тему смерти, а кроме того – множество самых необычных артефактов мирового ритуального наследия XVI-XIXвв.: похоронный транспорт, предметы траурной моды, посмертные маски знаменитых людей и многое другое.
«Сегодня это не просто художественный музей, где мы выставляем предметы, связанные с погребением», – рассказывает Якушин о своем детище, – «Сегодня мы говорим о культуре памяти, о предметах великого искусства, которые создавались людьми в моменты острого горя. Высшие произведения в истории искусства были созданы авторами в момент утраты близкого человека. Когда все уходит, человек чистится энергетически, новая, чистая энергия позволяет людям творить. Он берет кисть и создает шедевры. За шедеврами стоит смерть. Потому что смерть учит правильно жить».
Коллекции и экспонаты музея смерти
На настоящее время музейный комплекс состоит из 3-х залов, в которых вниманию посетителей представлены тысячи экспонатов, собранных со всего света. Большинство из них относятся к XVIII-XIXвв. – по словам организаторов, именно в этот временной промежуток как в России, так и в странах Европы уделяли наибольшее внимание погребальной культуре. В экспозиции присутствуют как подлинники, в том числе уникальные документы, описывающие старинные техники бальзамирования, и первые катафалки, так и реконструкции траурной одежды и гробов известных исторических деятелей.
Зал № 1 «История погребальной культуры и траура XIX века»
Первый зал Музея смерти поделен на несколько небольших экспозиций: инсталляция приемной похоронного бюро и швейной мастерской для пошива траурной одежды, коллекция старинных погребальных урн, выставка фотографий в жанре post mortem (досл. «после смерти»), реконструкция похоронной процессии и пр. Однако наибольшее внимание организаторы музея уделили траурной моде викторианской эпохи.
Коллекция траурной одежды и украшений музея впечатлит и знатока истории ткачества. Экспозиция состоит более чем из 200 реконструкций платьев, головных уборов, сумок и кошельков. Кроме того, на втором этаже главного здания выставлено собрание бижутерии: бус, колье, браслетов, брошей, булавок, а также изделий, сделанных из волос умерших.
«В прошлые века к траурной моде относились очень щепетильно», – рассказывает экскурсовод музея. – «Траур длился два года. Сразу после смерти женщине полагалось носить исключительно закрытые черные платья и сдержанные украшения им в тон. На второй год к наряду можно было добавить элементы других цветов и оттенков, в том числе и белого. По истечению траурного периода, одежду складывали в специальные сундуки, где она хранилась для следующего случая».
Зал № 2 «Похоронные обряды в мировой культуре»
Второе здание-ангар музея открывает экспозиция скелетов, облаченных в традиционную одежду народов мира. Можно посмотреть выставку европейских погребальных экспонатов военных лет, в том числе реплику саркофага, в котором хранится тело Владимира Ленина. Вниманию посетителей также представлена обширная коллекция религиозной атрибутики различных конфессий с детальным описанием их погребальных ритуалов.
Одним из самых интересных объектов экспозиции 2-го зала является реплика бальзаматорской комнаты, где выставлены инструменты патологоанатомом, бальзамирующие составы, части человеческого тела разной степени разложения и пр.
Зал № 3 «История похоронного транспорта»
В третьем здании музея, оформленном под старинный европейский склеп, представлена история похоронного транспорта от карет и повозок до катафалков советского времени: «Волга ГАЗ 21», «Победа», «Форд», «Мерседес» и др. Посмотреть можно и на выставку необычных гробов из Ганы, соответствующих профессии, хобби или предпочтениям умершего. Так, например, обувного мастера могут похоронить в гробу в форме башмака, рыбака – в рыбе, а автолюбителя – в реплике автомобиля.