Особенности цыганских похорон
Цыгане – кочевой народ, отличающийся богатой историей и древней культурой. Потомки примерно 10 тысяч человек – согласно персидской поэме «Шахнаме, музыкантов, присланных в дар сасанидскому шаху индийским раджой, – которые покинули Индию в V-VI вв. н.э., они сегодня широко расселены по всему миру и являются одним из крупнейших этнических меньшинств в Европе. Хотя их точную численность по многим причинам установить затруднительно, Международный Союз цыган насчитывает от 9 до 15 млн. цыган, причем основная их часть (6-8 млн.) рассредоточена по территории Европы. В пятерке стран с наибольшей цыганской находятся Испания, Румыния, Болгария, Албания и Россия, где, согласно результатам переписи 2010, проживает около 220 тысяч цыган. Для обозначения этой европейской ветви цыганского народа используется этноним «рома».
Несмотря на значительные региональные различия между группами цыган, заимствующих национальные черты соседствующих народов, все рома в той или иной степени сохранили общие элементы основной цыганской культуры. Хотя самыми распространенными конфессиями, к которым принадлежат цыгане, являются христианство и ислам, традиционные верования по-прежнему преобладают в семейном быту этого народа вне зависимости от принятого вероисповедания. Особенно это касается цыганских похоронных ритуалов и обычаев, знаменитых своей самобытностью и размахом.
Особенности восприятия смерти
Особенностью культурного восприятия смерти цыганами является соединение двух во многом противоположных принципов: культа предков и ритуальной «нечистоты» смерти. По представлению рома, соприкасаясь со смертью, человек и окружающее его пространство становятся оскверненными. Поэтому, чувствуя приближение своей кончины, умирающий переселяется (или его переносят родственники) в отдельный шатер-палатку, также известную как «бендер», в которой он уже отходит на тот свет.
Различные группы цыган имеют свои представления о том, что становится «нечистым» в связи со смертью человека:
От загрязненных при смерти родственника вещей цыгане стараются поскорее избавиться, зачастую отправляя их в могилу вместе с умершим, закапывая или сжигая. Раньше их могли раздавать нищим нецыганам, однако сейчас этот обычай ушел в прошлое. В случае с членами семьи «нечистота» сама сходит через некоторое время, однако в этот период они должны избегать контакта с домашней утварью и пользоваться отдельной посудой, одеждой и т.д.
В то же время, могилы цыган нередко напоминают древние усыпальницы, где вместе с телом покойного оставляли все, что могло ему понадобиться на том свете. Дно погребальной ямы устилают коврами, стенки обкладывают камнем или кирпичом и опускают внутрь принадлежавшие мертвецу личные вещи. Поверх могилы ставят роскошное надгробие, зачастую с портретом усопшего во весь рост и изображением его ценного имущества: особняка, машины, украшений и пр. Зачастую родственники специально докупают в могилу новые вещи, чтобы таким образом одновременно выразить почившему свое почтение и повысить его престиж в глазах других цыган. А захоронения состоятельных цыган и, в особенности, баронов могут порой выглядеть как королевские жилища.
Подготовка к похоронам
По цыганским обычаям, готовиться к смерти принято еще в молодости: сначала родительской, чтобы устроить им достойное погребение и дорогую могилу, а затем и остальных кровных родственников. В случае, если человек скоропостижно скончался, то члены его семьи еще несколько лет после похорон продолжают копить деньги на подобающий надгробный памятник и погребальное имущество.
Умирающего цыгане никогда не оставляют в одиночестве, до последнего окружая его уходом и заботой. Члены его семьи, заходя в бендер, не показывают своей скорби и печали, продолжая вести себя как обычно: они едят, пьют, разговаривают, шутят и развлекают друг друга. Как правило, бдение рядом с умирающим несут родные соответствующего ему пола. Как только человек испускает дух, в его доме поднимается громкий плач и рыдания, которые нередко длятся вплоть до наступления темноты.
Важной особенностью цыганской культуры является табу на нарушение целостности тела усопшего, что нередко приводят к разногласиям с местными правоохранительными органами. Произошла ли смерть в результате естественных причин, несчастного случая или преступления, его члены семьи будет до конца пытаться избежать этой процедуры, иногда даже в обход закона пытаясь получить необходимую справку о смерти. Если стороны не в состоянии прийти к соглашению, в ситуацию вмешивается цыганский барон, который, чтобы разрешить этот вопрос, уже напрямую обращается к локальной администрации.
В остальном предпохоронные ритуалы цыган во многом соответствуют традициям и правилам принятой в конкретном сообществе религии. Православные рома, следуя христианским традициям, обмывают покойника и читают молитвы, пока он находится дома; однако для омовения используется не обычная вода, а специальные травяные настои, а вместо молитв над телом умершего читаются особые заговоры. Затем его облачают в лучшую одежду и украшения.
Похороны
Цыганские похороны проходят пышно и могут затянуться на несколько недель. В это время в шатер или дом, где скончался человек, приходят его близкие и дальние родственники, друзья, знакомые и соседи, отдавая усопшему последнюю дань уважения. Одновременно с этим семья начинает заниматься обустройством будущей могилы или склепа и подготовкой пышных поминок. Эта традиция, впрочем, не получила широкого распространения у мусульманских рома, которые по канонам ислама стараются провести погребение в день смерти.
Единого отношения к кремации среди рома нет: одни относятся к этой практике строго отрицательно, другие, наоборот, просят кремировать останки близкого человека. В любом случае, в последний путь умершего цыгане провожают со смехом и весельем, считая, что умерший отправляется в лучший мир и избавляется от земных страданий и лишений – а потому и плакать по нему не нужно. На церемонии погребения и затем на поминках похоронный оркестр исполняет народную музыку, польки, вальсы и марши.
Поминальный пир
После того, как тело усопшего опустили в могилу, и члены табора пролили по нему последние слезы, наступало время поминальных празднеств. Цыганские поминки отличаются не меньшей пышностью, чем похороны и длятся в среднем 2–3 дня. Устраивают их, как правило, в самом шикарном особняке местной общины или в большом шатре. Обильное застолье с разнообразными угощениями и напитками сопровождается веселыми песнями, плясками и гуляниями. Если семья организовывает пиршество в ресторане, то на поминальный трапезе заказывают все блюда меню.
У некоторых цыган принято по христианской традиции проводить поминки также на 9-ый и 40-й день после смерти, однако повсеместного распространения этот обычай не получил.