Памятники бандитам России 90-х
Многим россиянам 90-е годы запомнились стремительным ростом преступности: постоянный передел территории и торговых точек, стрельба, дорогие машины, кожаные куртки и пресловутые малиновые пиджаки. Чтобы почтить память убитых в этих «битвах» товарищей, криминальные элементы не жалели денег на надгробия, ограды и клумбы. Иногда погибшим преступникам даже ставили полноценные памятники в полный рост. Многие из этих людей «остались» в девяностых или в начале нулевых. О них теперь напоминают только надгробия.
Аслан Усоян, «Дед Хасан»
Дед Хасан родился в 1937 году, умер в 2013. В открытых источниках значится, что уже к 16 годам он принял решение стать профессиональным карманником. В возрасте 18 лет он попал в тюрьму на полтора года и с тех пор периодически отправлялся в заключение. После очередной «ходки» Аслан Усоян вышел из казённого дома «вором в законе». Дед Хасан чтил свод неписаных правил преступников и часто выступал «арбитром» в столкновении крупных группировок.
Похоронен на Хованском кладбище, памятник работы Григоряна А.В.
Памятник Деду Хасану изображает его в полный рост. Он теперь навсегда одет в костюм, рубашку и галстук. Одна рука в кармане, другая согнута в локте. Взгляд устремлён вдаль. За спиной мраморная стела выше его роста со стихотворными строчками.
Борис Чубаров, «Боря Газировка»
Борис Чубаров родился в 1945, умер в 2004. В начале 90-х занимался торговлей газировкой и игорным бизнесом. Общедоступные источники сообщают, что хотя сам Чубаров криминалом не занимался, его уважали в преступных кругах Новосибирска.
Похоронен на Клещихинском кладбище в Новосибирске
Памятник Чубарову установил сын, унаследовавший все дела покойного отца. Сам Борис в полный рост стоит на мраморном постаменте в костюме и при галстуке, а за его спиной располагается чёрный мерседес с потрясающе правдоподобными деталями, начиная от протекторов шин и заканчивая номерным знаком. Номер А982ЕФ-54, как считают многие, несёт какую-то скрытую символику, ведь буква «Ф» в российских номерах не используется. Работу выполнил неизвестный скульптор.
Сергей Тимофеев, «Сильвестр»
Сергей Тимофеев родился в 1955, умер в 1994. В юные годы был трактористом и спортсменом, отслужил в Кремлёвском полку. Из Новгородской области переехал в Москву, и после распада СССР его имя стало известно многим. Тимофеев был одним из основателей группировки «Ореховские». В 1994 году Сильвестр погиб от взрыва бомбы, которую установили под дном его автомобиля.
Похоронен на Хованском кладбище в Москве
Внутри высокой широкой и узкой стелы из чёрного мрамора вырезана сквозная фигура человека. Она напоминает распятие с обрубленным верхом, но вместо верхней части креста — икона Божьей Матери. Скульптурную композицию венчает мраморный крест. У основания памятника установлена мраморная мемориальная плита, на которой начертана золотыми буквами эпитафия: «Поторопитесь восхищаться человеком — ибо упустите радость».
Александр Кочев, «Вася Корж»
Александр Кочев родился в 1919 году во Владивостоке, умер в 1996 году и был похоронен на Лысой Горе в Харькове. С ранних лет Кочев «ходил» по тюрьмам и лагерям и суммарно отсидел 54 года. Известно, что Вася Корж пользовался авторитетом в криминальных кругах: то ли за свои дела и мысли, то ли за отсидки и участие в созданиях законов «воровского братства».
Похоронен на Лысой Горе в Харькове
Лысеющий, худощавый мужчина из бронзы сидит на корточках на большом рельефном камне. Он одет в свободную рубашку и штаны. Александр суров, на памятнике скульптор очень реалистично изобразил его морщинистое лицо. Справа — мраморная плита с надписью: «Васе Коржу — человеку, который прошёл весь ад Колымы». Перед могилой разбита большая клумба.
Вячеслав Иваньков, «Япончик»
Вячеслав Иваньков, криминальный авторитет международного уровня, родился в 1940 году, умер в 2009. По сведениям из общедоступных источников, «карьера» Иванькова началась в 1965 году. С тех пор он не раз находился под следствием, возглавлял ОПГ, действовавшую по всему СССР, решал конфликты между криминальными кланами. Некоторые источники называли его главой всей русской преступности в Нью-Йорке начала 90-х годов. Иваньков скончался от перетонита, вызванного огнестрельным ранением, его похороны широко освещались СМИ.
Похоронен на Ваганьковском кладбище, скульптор – Рукавишников А. И.
Памятник поставили через два года после его смерти. Иваньков сидит на табурете на фоне стены с крестом. На нем костюм, а руки уперты руки в бока. Авторитет спокойным, чуть ироничным взглядом смотрит вдаль. Справа — трёхметровая каменной решётка. Рядом аскетичная могила его матери, Иванковой Александры Гавриловны.