Пантеон – кладбище выдающихся людей Франции

1516
Время прочтения статьи - 7 минут 30 секунд

В Латинском квартале Парижа на знаменитом холме Святой Женевьевы возвышается Пантеон – одна из ключевых достопримечательностей французской столицы. Задуманный Людовиком XV как собор небесной покровительницы города, он вскоре после Французской революции превратился в усыпальницу людей, оставивших неизгладимый след в французской истории. В склепах Пантеона погребены Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма, Пьер и Мария Кюри, Луи Брайль, Рене Декарт, герои наполеоновских войн и многие другие знаменитые деятели французского искусства, науки и политики. «Великим людям — благодарное Отечество» («Aux grands hommes la patrie reconnaissante») — эта надпись выражает благодарность и признание отчизны лучшим из ее людей.

История Пантеона: от церкви Святой Женевьевы до Храма Наций

Свою непростую и длинную историю парижский Пантеон ведет с середины XVIII века. Первоначально его здание было построено как церковь в честь Святой Женевьевы – небесной покровительницы города. Первый храм здесь появился еще в VI веке, заложенный по приказу основателя династии Меровингов, Хлодвига I, первым из французских монархов принявшим христианскую веру. Аббатство Святой Женевьевы неоднократно подвергалось разрушению и разграблению норманнами, но каждый раз отстраивалось вновь. В конце концов время взяло свое – средневековый собор сильно обветшал, и власти стали задумываться о его сносе.

Строительство Пантеона

От этой печальной судьбы церковь спас Людовик XV. Когда французский король слег с тяжелой болезнью, он дал обет в случае выздоровления построить на месте полуразрушенного аббатства великолепный храм в честь святой. Придворным врачам удалось отстоять его жизнь, и в 1758 году архитектору Жаку-Жермену Суффло было поручено разработать проект нового собора. Строительство продолжалось вплоть до 1789 года, однако двумя годами позднее во Франции грянула революция. Судьба многих храмов, разграбленных в революционное время, миновала церковь Святой Женевьевы, но монументальное здание, изящно соединившее в себе античный классицизм и французскую готику, переименовали в Пантеон и сделали усыпальницей выдающихся мужей Франции. Мощи Женевьевы, хранившиеся в крипте собора, выбросили на улицу и осквернили.

Сразу после революции Пантеон пережил незначительную перестройку. Именно в эти первые послереволюционные годы на фризе была высечена знаменитая фраза, а религиозные символы были заменены на патриотические скульптуры и фрески. Автором проекта перестройки выступил Антуан Катрмер-де-Кенси. Первым французом, чей прах был захоронен в Пантеоне, стал граф де Мирабо, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, однако тремя годами позднее революционное правительство, доказав связи политика с королевским двором, перезахоронило его в безымянной могиле в предместье Сен-Марсо.

Из государственной гробницы в храм и обратно

В соответствии с соглашением, заключенным в 1801 году между папой Пием VII и Французской республикой в лице Наполеона, Пантеон был возвращен церкви и снова стал храмом Святой Женевьевы. Тем не менее практика захоронения выдающихся деятелей Франции в крипте собора сохранилась. При первом французском императоре в склепе были погребены останки 42 человек – большинство из удостоенных этой чести являлись видными военными деятелями и высокопоставленными чиновниками, но в числе похороненных в это время также были путешественник Луи де Бугенвиль и живописец Жозеф Мари Вьен.

В годы реставрации Бурбонов, последовавшей за свержением Наполеона, крипта была закрыта для посетителей, а захоронения прекратились. Единственным исключением стал сам архитектор собора, Жак-Жермен Суффло, чьи останки были перезахоронены в склепе в 1829 году. После Июльской революции 1830 года церковь вновь была обращена в Пантеон, а затем, при Наполеоне III – обратно в храм, который получил название «Национальной базилики».

Точка в судьбе Пантеона была поставлена в 1881 году, когда по решению правительства президента Третьей республики Греви, церковь Святой Женевьевы вновь была объявлена мавзолеем. Чтобы закрепить это решение, в 1885 году в склепе Пантеона был с почестями похоронен Виктор Гюго. С тех пор в усыпальнице выдающихся людей Франции было погребено 78 человек, в том числе 5 женщин.

Архитектурный стиль

Великолепный памятник французского зодчества, Пантеон в XVIII вызвал у парижского общества недоумение и шок. В эти годы в стране царствовало роскошное барокко, и проект Суффло, объединивший шестиколонный греческий портик, строгий купол и романские сводчатые потолки, готический интерьер и колонны в стиле барокко, нарушал все существующие архитектурные конвенции. В то время как консерваторы негодовали, прогрессисты осыпали архитектора похвалой. Его революционные идеи впоследствии вдохновили немало зодчих по всему мир: по его образу построен купол вашингтонского Капитолия и глава Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Усыпальница выдающихся людей

Первых людей, «вошедших в Пантеон» избирали депутаты Национального собрания. С приходом к власти Наполеона право решения о захоронении в мавзолее перешло к императору, который единолично даровал эту привилегию 42 французам. Во времена Третьей и Четвертой республики эта обязанность лежала на депутатах парламента, а сегодня она вновь находится в руках главы государства – только президент Франции имеет право выбирать людей, чьи останки могут быть погребены в Пантеоне.

В 1907 году в Пантеоне была погребена Софи Бертло, первая женщина, удостоенная этой чести. В последующие годы к ней присоединились ученая-физик Мария Складовская-Кюри, правозащитница Женевьев Де Голль-Антоньоз, участница французского движения сопротивления Жермен Тийон и председательница Европарламента (1979-1982гг.) Симона Вейль.

Кроме 78 человек, погребенных в крипте Пантеона, более тысячи французов удостоились особой чести – их имена высечены на стенах мавзолея. В их числе писатели, погибшие во время Первой и Второй Мировых войн, солдаты, отдавшие жизнь за родину во время Франко-прусской войны 1870-1871гг., жертвы революции 1830 и 1848 годов, праведники мира, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, а также отдельные деятели культуры, науки и политики.

3 июня 2021
1/ 5 - (1 голос)
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок