Погребальные обряды алеутов

1462
Время прочтения статьи - 8 минут 40 секунд

От юго-западной оконечности полуострова Аляска до Камчатки дугой протягивается длинная гряда Алеутско-Командорских островов. Впервые обнаруженные русскими мореплавателями Второй Камчатской экспедиции Беринга-Чирикова в 1741 году, они были присоединены к колониальным владениям Российской империи в Новом свете только в конце XVIII века. В их составе они просуществовали вплоть до продажи Аляски Соединенным Штатам Америки. По договору 1867 года граница между двумя нациями прошла между островами Медный и Атту, разделив не только архипелаг, но и его коренное население – алеутов (унанган). Несколько сотен человек, переселенных до этого на о-ва Беринга и Медный, оказались отрезаны от своей исторической родины. Сегодня в мире осталось по разным оценкам от 2,5 до 7 тысяч алеутов; их численность на территории РФ по переписи 2010 года составляет 482 человека. Большинство из них проживает в селе Никольское на ов-е Беринга (294), которое является единственным населенным пунктом Алеутского района Камчатского края.

Существует несколько теорий этимологии этнонима «алеуты». По мнению советского языковеда Г.А. Меньшикова он происходит от алеутского слова аллитхух (отряд, община), в то время как И.С. Вдовин и Л.С. Берг защищали чукотско-корякскую теорию его происхождения. Последний предположил, что это название ведёт свое начало от чукотского алиат(остров) или алиут(островитяне), и выдвинутая им версия на сегодняшний день считается наиболее убедительной. Самоназвание алеутов – унанган – на русский язык переводится как «обитатели побережья» и корнями восходит к местоимению уна (там, на берегу моря) или существительному ангангик (житель, живущий).

Представления о смерти и ритуальные практики

Хотя на территории Алеутских и Командорских островов находятся множество археологических памятников, свидетельствующих о разнообразии и сложности алеутских традиционных погребальных практик, до сих пор не было обнаружено источников, которые позволили бы полноценно реконструировать их представления о смерти и ритуальную обрядность. Некоторую информацию о похоронной сфере их жизни можно извлечь из записок и журналов русских путешественников, предпринимателей и священников XVIII – раннего XIX вв., однако поскольку целью колониальных властей была скорейшая ассимиляция и христианизация местного населения, изложенная в них информация является поверхностной и не всегда объективна. Поэтому существующие исследования, посвященные анализу этой темы, опираются в основном на особенности устройства захоронений, артефакты погребального инвентаря и рассказы немногочисленных унанганов, сохранивших свою традиционную духовную культуру.

В алеутском фольклоре к мертвецам относились с уважением и благоговением. По их представлениям душа покидала тело сразу после смерти, однако соплеменники не оставляли заботу о умершем. На многих островах все останки, вне зависимости от возраста, пола и социального статуса ушедшего на тот свет человека, мумифицировали: из их тела вынимали внутренности и набивали благовонными травами и мхом, после чего связывали жгутами из звериных кишок и заворачивали в шкуры. Труп затем подвешивали неподалеку от места средства или попросту клали на моржовую шкуру, где он находился пока его родственники не выберут или не соорудят для него подходящее захоронение. Места погребения становились родовыми святилищами, которые алеуты регулярно посещали, принося жертвы предкам, чтобы получить совет или помощь в сложной жизненной ситуации. Некоторые охотники собирали с мумий жировые выделения и обрабатывали ими свои гарпуны – они верили, что это принесет им удачу на охоте.

При захоронении в землю покойников одевали в принадлежавшую им одежду и оборачивали в шкуры животных, чтобы продемонстрировать им уважение и почтение. Погребальный инвентарь присутствует только в небольшом количестве захоронений, но достаточно богат по составу: рядом с могилами охотников-байдарочников были найдены сохранившиеся каяки, весла к ним, необходимые для охоты орудия и инструменты. В древности погребение знатных и богатых алеутов часто сопровождались убийством их рабов, но к XX веку этот обычай полностью исчез.

Если у умершего оставались неразрешенные дела или проблемы на земле, он мог на некоторое время застрять в своем теле и причинить сородичам множество неприятностей. Чтобы этого избежать, алеуты зачастую устраивали захоронения в укромных пещерах, спрятанных среди скал и утесов. Последний приют мертвеца располагали таким образом, чтобы он был отделен от поселения соленой водой, но находился достаточно близко и удобно, чтобы до него могли без трудностей добраться как дети, так и старики. Родственники и близкие приходили сюда, чтобы «пообщаться» с душой умершего и помочь ей отправиться в загробный мир.

Погребальные практики алеутов

Археологи выделяют у алеутов несколько типов погребений: курганные, пещерные захоронения, захоронения в подвешенных или надземных саркофагах и в домах. Внутри каждой из этих групп также были свои особенности и различия, однако на настоящий момент доподлинно неясно, чем они были обусловлены.

Самой распространенной формой погребения были могильные курганы - умканы. Умканы сооружали на краю утеса или иного рода крутого склона. Над одиночной или коллективной могилой возводился низкий закрытый сверху камнями и землей курган, как правило треугольной формы. Вокруг насыпи в V-образной или U-образной форме выкапывались желобки, которые предположительно должны были отводить воду от захоронения к обрыву.

Погребальные пещеры располагались неподалеку от поселения в легкодоступных местах, защищенных от природы и случайного взгляда. Захоронение могло выглядеть по-разному: в некоторых случаях мумифицированных мертвецов закапывали в задней части пещеры, в других – подвешивали на колышки, вбитые в стену или потолок. Иногда тела помещали в деревянные рамы или ящики-гробы. В пещерах устраивали как одиночные, так и коллективные захоронения.

Тела богатых алеутов после смерти помещали в деревянные или костяные гробы-саркофаги, которые затем подвешивали на специальных конструкциях или устанавливали на пьедесталы. Они находились прямо над или неподалеку от места, где наступила смерть, в течение следующих 15 суток, после чего их переносили к постоянному месту захоронения и закапывали. Иногда, впрочем, ящик с останками и погребальным инвентарем оставляли на поверхности. В иных местах мертвеца в сидячем положении помещали в небольшое сооружение, напоминающее по форме дом, а затем засыпали землей. Такие погребения назывались улаакан.

Некоторое время после смерти мертвецов хранили в стенах его жилища, но иногда оно становилось для них местом последнего упокоения. В XX веке было обнаружено несколько таких «домашних» захоронений: в одном случае умершего закопали в яму под полом, а в другом – замуровали в стене. Значительное количество человеческих останков также было найдено в небольших ямах вокруг жилых домов и в центре общественной жизни древних алеутских поселений.

27 марта 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок