Погребальные практики и суеверия восточных славян
Поскольку погребальные практики у большинства народов традиционно были наибольшим образом отягощены разного рода магическими ритуалами, в рамках маленькой статьи невозможно описать или даже назвать их все. Тем не менее, в нашем материале мы расскажем о нескольких интересных типах магических обрядов, которые подробно описаны в работах антропологов и фольклористов. Прежде всего ученые отмечают, что погребальные и околопогребальные магические практики можно классифицировать по тому, как участвующие в них предметы относятся к смерти, то есть, принадлежат ли они сфере смерти или противопоставляются ей.
Принадлежащее смерти
Так, «принадлежащими смерти» у восточных славян традиционно считались печи, принесенная с кладбища земля, мак, зерно, лен, мыло и вода (используемые для омывания покойного), снятые с него мерки и другие предметы. Для современного читателя связь некоторых этих предметов со смертью будет далеко не очевидной, так как во многих случаях эта связь не столь «естественна». Например, мы легко можем понять, почему в фольклоре многих народов жизнь ассоциируется с днём и красным цветом, а смерть – с ночью и белым цветом, но вот связь разного рода зерен со смертью уже может казаться нам загадочной. Дело же, однако, в том, что зерно традиционно воспринималось как символ круговорота жизни: мы получаем его из убитого нами растения, чтобы посадить в землю и создать новое живое растение. В дальнейшем эти свойства переносятся на продукты, изготовляемые из зерен, – кашу, кутью, хлеб – а также на печь и посуду, в которых эти продукты готовятся. Печь по свидетельству многих поверий восточных (и южных) славян — это место обитания «душ». Печь фигурирует во многих обрядах, посредством которых люди «очищаются от смерти»: в печь глядят или к ней прикасаются, вернувшись с похорон; в печь хозяйка три раза выкрикивает имя умершего, «чтобы забыть» и т. п.
Во многих обрядах фигурирует и могильная земля, которую скорбящие уносят с собой с кладбища на обратном пути. Ей натирают грудь, чтобы, как и в случае с печью, «отмыть» от себя смерть. Мак, зерно и лен используют для посыпания дороги, осыпания дома – таким образом люди надеялись очистить от смерти и их тоже. Но чем именно традиция объясняет этот обряд? Как именно использование связанных со смертью предметов помогает символически очиститься от смерти? Ученые-антропологи полагают, что предки современных славян связывали эти «смертельные» предметы с понятием забвения и, применяя их, пытались таким образом «забыть смерть», умертвить смерть в своей памяти, изгнать ее и вернуться к своей нормальной жизни. Иными словами, древние люди как бы пытались «вышибать клин клином» и «убивали» смерть смертью, когда пытались использовать «смертоносные» предметы для очищения себя от связанной со смертью ритуальной нечистоты.
Но связанные со смертью предметы использовались в качестве магических и во внеобрядовое время, то есть, по случаям, никак непосредственно не связанным с похоронами и поминками. Например, мерки покойного или ленты, которыми ему перевязывали руки и ноги, славяне активно использовали для воздействия на скот, а также в медицинской магии, пытаясь с их помощью как бы «убить болезнь». Однако убивали ими не только болезнь, но и другие недуги, в том числе социальные или моральные: например, многие используемые на похоронах вещи активно использовались для «усмирения» «озорного мужика», то есть, как лекарство от блуда, а также в качестве лекарств от запоя, от бессонницы. Что еще более любопытно, погребальные предметы также использовались для магических обрядов, связанных с судом и войной. Наконец, из чуть более интуитивно близкого нам, многие связанные с погребением предметы фигурировали в любовной и черной магии, с помощью которой люди рассчитывали «свести в могилу» своего врага.
Связанными со смертью также считаются и некоторые места – например, погреб и колодец. В связи с этим во многих регионах для исцеления от бессонницы рекомендуется заглянуть в погреб или в колодец (при соблюдении тех или иных особых условий, например, обязательно сделать это ночью, в одиночестве и т.д.). Как следствие, сны о спуске в погреб или в колодец считаются предвещающими чью-то смерть. Сюда также относится и старый обычай хоронить некрещеных детей в подполье дома. Печь, погреб, колодец – это наиболее популярные «порталы» в потусторонний мир, благодаря которым человек якобы мог заглянуть в загробье.
Противопоставленное смерти
Другая группа магических предметов относится к противопоставленной смерти сфере. И снова многие из этих предметов могут показаться современному человеку странными: с одной стороны, сюда входят гвозди и свечи, с другой стороны, здесь также будут железо, лошади, топор, колун, кочерга, осиновая древесина и т.д. Объяснение здесь такое: топор, колун, кочерга, все режущее, нож, гвоздь — все это предметы, которыми перерубают смерть. Как следствие, считали люди в древности, смерть не любит и материал, из которого изготовлены эти предметы, – железо. Отсюда происходили запреты сшивать иглой, перерезать ножницами или ножом ткань на похоронах, резать ножом хлеб и др. В столь же сильной степени, как утверждали информанты антропологов, “смерть не любит осину”, поэтому некоторые восточные славяне (украинцы, карпатские русины) исключали древесину из числа материалов для гроба, но, с другой стороны, верили, что именно осиновый кол, вбитый в грудь покойного, должен заставить его «лежать смирно» и предотвратить «хождение». Чуть более странный пример: карпатские русины также полагали, что смерть «не любит лошадиного запаха», чем мотивировали перевоз волами или перенос на холстах: вместе с тем в некоторых вариантах предписывается непременная перевозка на лошадях, даже если погост близко.
Чуть более очевидным образом противопоставлены смерть свечи – они рассеивают мрак, освещают путь в ночи и т.д. Обрядов, в которых используются свечи, у славян великое множество: их зажигают на могилах, оставляют гореть на ночь у гроба с покойным, ходят вокруг дома и т.д. Однако в давние времена, как известно, свечи делались из пчелиного воска, а значит противопоставленными смерти оказываются и пчелы, откуда, в частности, рождается поговорка «поминать на пчелином труде», то есть, зажигать свечи на поминках. Также существуют многочисленные суеверия, связанные с пчелами: пчелы во сне— к смерти; пчелы, перелетающие улицу, — к смерти. В некоторых регионах информанты сообщали, что, с их точки зрения, заснувший летаргическим сном человек обязательно видит пчел во сне.