Похоронное дело в Российской Империи
Как и в других христианских странах, в России на протяжении веков похоронное дело было делом церкви и общины. Семья умершего в пределах своей общины находила всех необходимых помощников: кто-то делал гроб (любой, кто умел работать по дереву), кто-то выполнял роль “наряжальщика”, т.е. омывал и одевал покойного, кто-то копал могилу, кто-то помогал нести тело. Церковь же предоставляла прилегающий к ней небольшой участок земли для захоронений, причем не существовало ни четкого плана захоронений, ни заранее выделенных для этого площадей – все решалось на месте. Решалось, конечно же, с неукоснительным соблюдением социальной иерархии: благородных хоронили в подполе церкви или близко к её стенам, беднякам же выделялось место на самой окраине погоста. Через несколько лет, когда мертвецы перегнивали, их могилы использовались снова - таким образом на небольшом церковном кладбище могли образовываться десятки слоев захоронений.
Если люди умирали в холодное время года, то их тела складировались в так называемом Божьем Доме (который мы сейчас назвали бы трупохранилищем), где хранились до оттепели. Божьи дома община организовывала на своё усмотрение – этот вопрос, как и многие другие, никак не регулировался. Не регулировался толком и порядок реализации завещаний: ход давали даже тем из них, которые были написаны явно не рукой умершего и даже не имели его подписи – было достаточно слов свидетеля о том, что умерший был слишком болен и слаб и что ему пришлось «помогать». Отдельного упоминания достоин так называемый «райский паспорт», который был способом заработка для церковного клира: за определенную сумму святые отцы составляли, подписывали и вкладывали в руку усопшего письмо, адресованное Николаю Угоднику, в которым значилось, что умерший был христианином, жил праведно, в грехах покаялся, получил отпущение и должен быть пропущен через райские врата без препятствий. Государство в эти установившиеся обычаи, в общем, не вмешивалось – такое положение дел, кажется, до поры устраивало если не всех, то большинство.
Похоронные реформы в XVIII веке
Лишь в XVII веке государство предпринимает первые попытки урегулировать порядок погребения – и, как и в других странах Европы, связано это было с ростом городов, а поводом стали эпидемии инфекционных заболеваний. С 1657 года начались попытки урегулировать захоронения: запретили похороны на территории Кремля, сформулировали требования к определению границ погостов. Наконец, уже в XVIII веке, при Петре I, государство подошло к вопросу основательно:
- Было введено правило захоронения на третий день – много веков до этого семьи стремились похоронить человека прямо в день смерти.
- Было запрещено делать гробы из дуба и сосны, так как эта древесина была нужна для флота. Важно отметить, что традиционный русский гроб представлял собой цельное бревно, в котором выдалбливали углубление для тела. Форму сбитого из досок ящика он принял лишь впоследствии.
- Учрежденная императором Печальная комиссия разработала порядок траурного шествия и захоронения благородных господ, который в будущем стал образцом для подражания в том числе и для обычных мещан.
При последующих правителях были введены наказания за расхищения могил, а кладбища крупных городов были реорганизованы: связано это было с тем, что в Москве и Петербурге некоторые погосты были так переполнены, что распространяли смрад над городом. Они были засыпаны, а новые созданы на окраинах – примерно то же самое и под теми же предлогами в разное время произошло по всей Европе. Наконец, при Екатерине Великой было принято решение открывать новые кладбища только за чертой города – при этом нужно отметить, что от вышеупомянутых средневековых они отличались разве что размером, а во всем остальном это были точно такие же прицерковные кладбища без планировки, без благоустройства и без ухода за захоронениями. Последнее важно подчеркнуть: ни крестьянская община, ни церковь, ни государство, ни какая-либо иная институция исторически так никогда и не взяла на себя обязанность ухаживать за могилами, поэтому на протяжении веков нормой для российского кладбища была разруха и зарастание. Исключениями были разве что семейные кладбища аристократов.
Профессионализации похоронного дела на этом этапе также не наблюдается: хотя лавки, торгующие гробами, упоминаются еще в источниках XVII века, даже к XVIII веку ни изготовление гробов, ни подготовка тел к погребению не были чьей-либо основной деятельностью.
Похороны в XIX веке
В девятнадцатом веке в России начинается регулирование кладбищенской деятельности, хотя в одном из главных пунктов все оставалось неизменным: раз за разом новые уставы и уложения переутверждали сложившийся порядок, согласно которому кладбища относятся к юрисдикции религиозных и национальных общин, а создание частных кладбищ запрещается. Важно отметить, что на протяжении всей истории России частные кладбища так никогда и не были разрешены – даже сегодня, по состоянию на 2019 год, они все еще под запретом. Тем не менее, к концу XIX века было установлено минимальное расстояние от кладбища до жилых зданий, нормативная глубина могилы, а также запрет на использование старых захоронений под пашню – а это значит, что распахивание кладбищенских земель было реальной проблемой. Благоустройство кладбищ по Врачебному уставу 1889 года поручалось артелям могильщиков, чьи взаимоотношения с церквями представляют интерес: за рытье могилы две трети денег шли церкви, а треть – артели, при этом к концу XIX века артели как будто получают ту функцию, которая раньше предполагалась церковной – уход за могилами – но степень ухоженности кладбищ как была, так и остается в ужасном состоянии. Вплоть до Октябрьской революции не существовало генеральных планов кладбищ с делением на участки, не велись как следует списки захороненных, а деньги, получаемые церквами и артелями, никак не контролировались извне – в итоге до действительного ухода за могилами дело так почти никогда и не доходило.
Ритуальные услуги в Российской империи
В конце XIX века начинают работу первые российские похоронные агентства. Важным их отличием от современных было закрепленное в законе деление на чины погребения, согласно которому каждый человек получал погребение того разряда, которое соответствовало его сословию. Так, при средней зарплате городского рабочего в 30-40 руб/мес похороны по самому низшему разряду стоили 40-45 рублей, а по высшему - в 900, 1000, 1200 и более. До нас дошли прейскуранты похоронных агентств того периода, из которых мы знаем, что они предлагали, в частности, следующие товары и услуги:
- гробы из разных материалов;
- катафалки, дроги на прокат;
- вынос гроба из дома;
- встреча у ворот;
- общее или отдельное отпевание;
- общая или отдельная литургия;
- просфоры, вино, кресты, венки, ельник;
- услуги певчих, факельщиков, читальщиков.
Похороны по высшему разряду приносили похоронным агентствам до 700% прибыли. Источники свидетельствуют о колоссальной конкуренции в похоронном деле: если в доме умершего встречались похоронные агенты разных компаний, могло дойти до кровавой потасовки.
Напоследок стоит отметить, что до самой революции крематорий в России был один – во Владивостоке – и создан он был для кремации подданных Японии, погибших в Русско-Японской войне 1904-1905.