Похороны кабардинцев

4139
Время прочтения статьи - 14 минут 30 секунд

Кабардинцы (или адыгэ на кабардино-черкесском языке) – это народ, проживающий преимущественно в Кабардино-балкарской республике Российской Федерации, а также в меньшем количестве в других субъектах РФ и за рубежом. У кабардинцев богатая собственная история и культура, давние связи еще с Московским княжеством. Большинство представителей этого народа с XVIII века исповедовали суннитский ислам ханафитского мазхаба (школы канонического права), диаспора в Саудовской Аравии придерживается ханбалитского мазхаба, а часть моздокских кабардинцев, проживающих на территории Северной Осетии и Ставропольского края, была обращена в православие. Разумеется, есть среди кабардинцев и атеисты. Однако на многие обычаи, в том числе на похоронные ритуалы, влияют не только религиозные каноны, но и собственная народная кабардинская культура.

Уход за умирающим

Если кабардинец тяжело заболел и возникают опасения за его жизнь, традиция предписывает всей семье собираться для ухода за ним. Дальние родственники и соседи приходят пожелать ему выздоровления и помочь близким, при этом считается неприличным слишком их беспокоить, долго засиживаться и мешать больному отдыхать. Принято дарить деньги, чтобы поддержать семью, но не приносить угощение. Если человек умирает в больнице, родственники дежурят у него почти постоянно, если позволяют врачи. При этом за женщиной чаще ухаживают женщины, а за мужчиной – мужчины.

Когда становится понятно, что смерть неминуема, родные и близкие распределяют между собой груз ответственности за то, что предстоит сделать после кончины: кто будет оставаться с умершим, кто заниматься организацией похорон. Составляют список тех, кого нужно непременно известить о смерти. Из больницы умирающего стараются, если это возможно, перевезти домой. Кто-то всегда должен оставаться с больным, стараясь услышать его последние слова.

Мусульманина стараются уложить лицом к Кибле, т.е. в сторону Мекки. Близкие стараются ненавязчиво убедить больного сказать: «Нет бога, кроме Аллаха», ведь считается, что тот, чьими последними словами стала эта священная формула, войдет в рай. Принято читать суру “Ясин” (“Йа Син”), 36 суру Корана, где говориться, что Аллах воскрешает мертвых и считает деяния своих рабов.

Подготовка тела к погребению

Когда кабардинец умирает, ему выпрямляют руки и ноги, челюсть подвязывают повязкой, глаза закрывают. Одежду нужно снять и накрыть тело тканью. Такие действия, как складывание рук покойного на животе или груди или занавешивание зеркал, перенятые у христиан, осуждаются многими богословами, однако широко распространены, как и публичные громкие причитания над покойным, считающиеся частью народной обрядовости. Тело омывается родственниками, муллой или самым честным и набожным из близких покойного. Женщины обмывают женщин, а мужчины – мужчин. За это полагается дарить деньги или вещи покойного.

Важную роль играет оповещение о смерти. Раньше функция горевестника несла важную обрядовую составляющую. Он ритуально совершал все действия наоборот: не с той стороны садился на коня, не той рукой приветствовал людей, не с той стороны вставал у ворот. Сегодня эта обрядовая составляющая практически забылась, горевестники просто оповещают о кончине и перемещаются на автомобилях, иногда с мегафоном.

Во время оплакивания тело находится на возвышении. Оплакивают в первую очередь женщины. До XX века обрядом руководила профессиональная плакальщица, а ритуальные выражения скорби могли доходить до вырывания волос и самокалечения. Сейчас все ограничивается громкими рыданиями и причитаниями. Мужчины не совершают оплакивания, а утешают и поддерживают родственников, а также дарят деньги, совершая так называют даур или дяур – выкуп грехом умершего.

Традиционно к телу высказывали всевозможное уважение, старались трогать и целовать его, говорили, что умерший никогда не был так красив, как сейчас. Однако постепенно кабардинцы перенимают брезгливое отношение к трупу, сейчас его стараются особенно не трогать.

Как проходят похороны?

Покойного выносят из дома на ковре или на носилках. Во дворе мулла читает молитву по усопшему. Снова жертвуются деньги: после похорон, если семья не нуждается, они раздаются малоимущим, из них же выделяется вознаграждение мулле. Потом носилки с покойным несут пешком на кладбище. Покойника несут головой вперед. Считается большой честью какое-то время нести носилки, поэтому несущие часто сменяются. Также важным способом отдать дань уважения усопшему считается постоять под носилками.

В чем хоронят кабардинцев

После омовения умершего принято укутывать в саван из 3 полос ткани для мужчин и 5 для женщин. Используется простая белая ткань. Поверх савана тело накрывают покрывалом из красивой дорогой ткани, нередко зеленого цвета, обладающего особой значимостью для мусульман. Такие покрывала часто заготавливают заранее. В других регионах женщину накрывают платками, а мужчину буркой.

На какой день хоронят

Строгие нормы шариата предполагают, что умершего стоит похоронить как можно быстрее – до заката солнца после смерти. Однако народные кабардинские похоронные обычаи предполагают как можно дольше растягивать прощание, чтобы множество скорбящих могло прийти проститься с умершим.

Кто присутствует?

Похороны кабардинцев считаются очень важным событием, и все родные, друзья и соседи покойного стараются проститься с ним в день похорон или после, в траурный период. Все жители одного квартала традиционно обязательно посещают похороны. Обязательно приглашают муллу для чтения молитв, хотя в советское время или в удаленных регионах похороны могли проходить и без его участия – тогда молитвы читал старший или самый набожный из присутствующих. При этом на кладбище тело сопровождают только мужчины старше 20 лет: мальчики и женщины готовят поминки дома.

Как одеваются на похороны и поминки?

Похороны в КБР (Кабардино-балкарской республике) считаются торжественным важным событием. Женщины надевают самую красивую одежду, украшения. Обязательно покрывают голову – женщины платками, мужчины шапками.

С недавнего времени распространилась традиция носить черное, до этого в знак траура женщины воздерживались от одежды без рукавов, а мужчины прекращали бриться.

Хоронят в земле, в вырытой заранее могиле, глубиной около 1,5 метров для мужчин, на 10-15 см глубже для женщин с углублением в юго-западной части. Тело помещают в нише без гроба. Покрывало иногда снимают, иногда оставляют на теле. Иногда в этот момент на саван наносят благовонные вещества и духи, остатками которых умащаются стоящие у могилы. Яму закладывают кирпичом или досками. Сверху все присутствующие насыпают землю. Это делается общими усилиями в торжественном молчании. В изголовье могилы ставят временную памятную табличку с именем, датой жизни и смерти покойного, а в изножье – пустая табличка. Потом на могилу выливают кувшин воды, символизирующий последнее омовение усопшего. После этого старший из родных или близких покойного благодарит собравшихся и приглашает вернуться в дом, где женщины за это время накрывают стол.

Какое надгробие ставят в КБР?

Постоянное надгробие устанавливают спустя 40 дней после смерти, его изготавливают из камня и выбирают дизайн и материал согласно материальному состоянию семьи усопшего. На нем указывают имя, фамилию и отчество покойного, дату рождения и смерти. Современные памятники иногда снабжают фотографиями, хотя раньше это было не принято. Также случается, что на памятнике гравируют цитаты из Корана. Это не входит и даже нарушает строгие нормы шариата, но считается частью народной традиции.

Какие молитвы читают на похоронах?

Молитвы для чтения обычно выбирает мулла по своему усмотрению. Также традиционно он произносит проповедь перед выносом умершего со двора. Что касается чтения из Корана, выбор часто падает на следующие суры: аль-Бакара, Ясин, аль-Ихлас, аль-Фатиха, ар-Рад.

Поминки и поминальные дни у кабардинцев

Описывая похороны кабардинцев, важно рассказать о цикле поминальных обрядов. Первое угощение происходит сразу после похорон – это считается новшеством. Традиционно в первые три дня после похорон не разжигали огня и не готовили еду. Но и раньше, и сейчас, начиная с четвертого дня до сорокового принято жарить поминальные лепешки – лакумы, которые раздают соседям и чтецам Корана. На седьмой день раздаривают одежду умершего нуждающимся. В последнее время в обеспеченных семьях принято покупать для этого новую одежду.

Первые настоящие поминки устраивают на седьмой или девятый день. Специально приглашаются люди, умеющие читать Коран. Они занимаются чтением священной книги в отдельной комнате, потом поют зикры. За это чтецы получают подарки и обрядовое угощение. Особенно важной его частью считается вареный рис с изюмом – по обычаю его надо обязательно съесть до конца. Кроме этого, собирается много гостей в других помещениях: они не молятся и получают с собой только сладости.

На сороковой день проводят вторые поминки, по тому же обычаю, что и первые. Впрочем, в некоторых селениях их пропускают, потому что считают традицию заимствованной из христианства. До сорокового дня традиционно было принято одаривать малоимущих соседей и детей выпечкой и молоком, а потом только по четвергам.

На 52-ой день проводят небольшие поминки с раздачей обрядовых подарков в виде съестных продуктов. В последнее время стали проводить еще и полугодовые поминки с такими же подарками.

Наконец, через год после смерти устраиваются большие поминки. На них и приглашают чтецов Корана, и одаривают всех пришедших. В некоторых семьях в годовщину смерти продолжают собирать гостей и одаривать соседей.

Обряды поминального цикла такого масштаба оказываются крайне разорительными, многие кабардинцы даже обращались к духовным лидерам, призывая запретить пышные проводы. Такие традиции действительно относятся к народной культуре и не совсем укладываются в предписания ислама.

Вопросы и ответы

Похороны у балкарцев похожи на кабардинские?

Отчасти. Во-первых оба народа традиционно исповедуют ислам одной и той же каноническо-правовой традиции, кроме того есть общекавказские обряды. Но надо понимать, что кабардинцы культурно ближе черкесам и адыгейцам, а балкарцы – карачаевцам. Это разные народы со своими традициями и обычаями.

Что входит в традиционное угощение на похороны?

На праздничном столе всегда присутствует мясо, мясной бульон. Часто подают чесночный соус, лимонады. Важной частью поминальной традиции считаются лукумы – жаренные в масле лепешки, рис с изюмом, сладости. В угощение для чтецов Корана входят мясо, сыр, чай, сливочное масло, сладкая вода, халва, чак-чак. В подарочный пакет для гостей – крупа, чай, сливочное масло, кусок сырого мяса или целая курица, чай и сладкое.

Принято ли что-то дарить на похороны?

Часто гости приносят не только деньги, но мыло, духи, полотенца, платки. Все это предназначено для умершего. В свою очередь близкие усопшего раздаривают его одежду, а чтецам Корана могут подарить тапочки, ночные сорочки, носки.

Культура кабардинцев отличается богатством и своеобразием, что особенно проявляется в таком важном ритуале как похороны. Здесь сплетаются вместе исламские и народные традиции, общекавказские и самобытные обряды. Полное соблюдение ритуалов траурного цикла ложится на современного человека тяжелым грузом, и от них все чаще отказываются.

Если вы столкнулись с потерей близкого человека и необходимостью организовать похороны, обратитесь в службу Ritual.ru. Наши специалисты помогут решить все возникшие проблемы и провести достойную церемонию прощания. Получить подробную информацию и заказать ритуальные услуги можно по круглосоточному телефону Ritual.ru: +7 (495) 100-3-100

21 сентября 2022
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок