Похороны Хантера Томпсона
Хантер Стоктон Томпсон вошел в историю как основатель так называемой «гонзо-журналистики» – своего рода нового жанра журналистского расследования, который подразумевал сильную долю включенного наблюдения, большую вовлеченность журналиста в тот процесс, о котором он пишет. Томпсон также писал художественные и документальные произведения: на его счету около десятка художественных романов, а также один из самых известных романов об американских мотоциклетных бандах под названием «Ангелы ада». В России же Томпсон преимущественно известен как автор книги «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», по мотивам которой был снят одноименный всемирно популярный фильм с Джонни Деппом и Бенисио дель Торо в главных ролях.
Большая часть произведений Хантера Томпсона в значительной степени автобиографична, в том числе в той части, что касается аморального поведения главных героев и их бунтарского отношения к обществу, в котором они существуют: Томпсон никогда не скрывал своего собственного крайне критического отношения и к американскому государству, и к американскому обществу ни в своей художественной прозе, ни в своей публицистике, ни в целом по жизни. Следствием этого стало то, что он всегда оставался фигурой весьма контркультурной, с количеством врагов едва ли не большим, чем количество поклонников.
Смерть
Томпсон еще в зрелые годы неоднократно высказывал мысли о том, что ему противна идея однажды превратиться в дряхлого и немощного старика, который был бы обузой для семьи и даже самого себя. Согласно имеющимся сведениям, еще со своих 50 лет он регулярно высказывал депрессивные мысли касательно ухудшающегося состояния здоровья. К 60 годам он страдал от ряда заболеваний, а к 67 был истощен борьбой с хроническими недугами, а также недавней операцией на бедре. 20 февраля 2005 года в половину шестого вечера Томпсон выстрелил себе в голову из «Магнума» 45 калибра. Его родственники восприняли произошедшее с уверенностью, что поступок Томпсона был давно спланированным и взвешенным решением: все они сошлись в том, что это было похоже на его давний план «преодолеть старость». Обнаружив бездыханное тело отца в соседней комнате, его сын Хуан вызвал полицию, вышел во двор и трижды выстрелил из винтовки в воздух.
За четыре дня до смерти Томпсон составил предсмертную записку со следующим содержанием:
«Больше никаких игр. Больше никаких бомб. Больше никаких прогулок. Никаких развлечений. Больше нельзя плавать. 67. Это на 17 лет больше, чем 50. На 17 лет дольше, чем я хотел, чем мне было нужно. Скучно. Я стал раздражительным. Никакого удовольствия ни для кого. 67 лет. Становишься жадным. Прекрати, веди себя соответственно своему возрасту. Расслабься. Больно не будет».
Томпсон покончил с собой сразу по окончании футбольного сезона – он очень любил наблюдать за этой игрой и не любил скучную и темную часть колорадской зимы, которая наступала сразу после. С припиской «футбольный сезон окончен» журнал Rolling Stone опубликовал текст этой записки три месяца спустя.
Прощание
Публичное прощание состоялось в марте, в городе Аспен, где Томпсон долгое время жил и где он баллотировался в 1970 году на должность окружного шерифа. Эта кампания в своё время потрясла локальное сообщество тем, какие беспрецедентные совместные усилия приложили обе партии, чтобы ни в коем случае не допустить победу Томпсона
Похороны
Церемония от начала до конца была частной, не было ни публичной панихиды, ни процессии. Томпсон разработал план собственных похорон за много лет до смерти, и заключался он в том, чтобы выстрелить его прахом из пушки. 20 августа 2005 года, т.е. примерно через полгода после смерти, план Томпсона сбылся: его прах зарядили в пушку и выстрелили – вместе с белыми, синими, красными и зелеными пиротехническими зарядами. Произошло всё это под музыку Нормана Гринбаума Spirit in the Sky и Mr. Tambourine Man Боба Дилана. Пушка располагалась на вершине 47-метровой башни, которая была построена в форме кулака с двумя большими пальцами, сжимавшего цветок кактуса-мескалина - это был «официальный» символ гонзо-журналистики, который Томпсон сам разработал еще в 1970 году во время предвыборной кампании на должность шерифа округа Питкин в Колорадо. Эта монументальная башня находилась на территории его поместья Owl Farm в Вуди Крик, Колорадо. Возведена она была согласно его же собственному проекту, который был составлен в соавторстве с его другом Ральфом Стедманом и впервые показан в программе Omnibus на канале ВВС в 1978 году; выпуск назывался «Страх и ненависть в гонзовидении». Данный выпуск впоследствии был добавлен в качестве бонусного материала на коллекционное издание DVD с фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», выпущенный в 2004 году.
Мероприятие стоимость 3 миллиона долларов США оплатил Джонни Депп – давний друг Томпсона. Депп заявил, что для него было очень важно сделать так, чтобы одно из важнейших желаний Томпсона смогло сбыться, и был очень горд, что ему удалось приложить к этому руку. Известно, что вскоре после смерти Томпсона Депп также выплатил его долги.
Анита – вдова Томпсона – ответила положительно на вопрос журналистов о том, считает ли она достойными такие похороны своего мужа. «Он очень любил взрывы», – сказала она и выразила абсолютную уверенность в том, что друзья и родственники Хантера смогли исполнить его последнюю волю касательно погребальной церемонии.
На похоронах присутствовало более 280 гостей, многие из которых были весьма именитыми. В числе прочих там были сенаторы Джон Керри и Джордж МакГоверн, журналисты Эд Брэдли и Чарли Роуз, актера Джек Николсон, Билл Мюррей, Бенисио дель Торо, Шон Пенн, Джош Хартнетт, а также музыканты Лайл Ловетт, Джон Оутс и Дэвид Амрам.
Также на церемонии присутствовали люди, выигравшие билет на неё с помощью эксцентричной лотереи. Билеты разыгрывались через продукцию денверской пивоварни Flying Dog Brewery. В течение нескольких месяцев коллекционные бутылки «гонзо-портера» с каким-то шансом содержали “Золотой билет”, который давал право его предъявителю присутствовать на частной церемонии прощания с Томпсоном. Бутылки стоили по 95$, а золотой билет, как сообщается, был всего один, однако предъявитель мог взять с собой еще одного человека.
Память
Незадолго до похорон вдова основателя гонзо-журналистики навестила семью Эрнеста Хемингуэя и вернула им оленьи рога, которые Томпсон украл у них за пятьдесят лет до того. В 1964 году Томпсон работал над эссе «Что заманило Хемингуэя в Кетчум?», целью которого было понять, что именно заставило Хемингуэя – известного во всем мире писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе – переехать в крохотную захолустную деревеньку Кетчум в штате Айдахо. Сам Хемингуэй застрелился в 1961.
Приехав в Кетчум, чтобы, в том числе, проинтервьюировать семью Хемингуэя, в 1964, Томпсон заметил оленьи рога, что висели над входной дверью и, поддавшись иррациональному порыву, украл их. Очень стыдясь этого поступка, Томпсон следующие 50 лет хранил их в гараже на своей ферме. Лишь после его смерти Анита решилась вернуть украденное законным владельцам.
В городе Аспен, где Томпсон когда-то вел свою предвыборную кампанию, была впоследствие открыта экспозиция Freak Power, посвященная гонзо-журналистике, Томпсону и конкретно его попытке стать шерифом округа. Экспозицию включает в себя газетные заметки, фотографии, предвыборные плакаты и многое другое.