Похороны Людмилы Гурченко
Людмила Гурченко – одна из известнейших звезд советского кино и эстрады, которая оставалась популярной и востребованной вплоть до конца своей жизни. Родилась она в Харькове, в музыкальной семье. Окончив московский ВГИК, Гурченко дебютировала в кино в фильме Я. Фрида «Дорога правды» в 1956 году, и в том же году сыграла в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», которая мгновенно сделала Гурченко кумиром миллионов советских граждан. В её творческой карьере не все и не всегда шло гладко, однако так или иначе она оставалась востребованной – либо в качестве актрисы, либо в качестве эстрадной исполнительницы. В 1990-х, когда вся культурная индустрия постсоветских стран переживала сильнейший кризис, Гурченко, подобно многим другим своим коллегам по ремеслу, снималась во второсортных фильмах, а также начала играть в мюзиклах, где вскоре нашла себя и продолжала заниматься вплоть до последних лет жизни. Черные полосы в её жизни, как отмечалось, были, однако редко длились слишком долго – её единственным по-настоящему тяжелым периодом в карьере можно считать почти десятилетие, в течение которого Гурченко не приглашали играть в кино. Это случилось, когда после того, как во время съёмок фильма «Девушка с гитарой» актрису вызвал министр культуры СССР Н. Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ. Гурченко отказалась стать агентом – именно это и подорвало её едва начавшуюся кинокарьеру и на десятилетие обрекло на весьма тяжелые материальные условия: чтобы прокормить себя, Гурченко давала концерты на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, а власти травили её в прессе, осуждая её трудолюбие как «жадность до денег». Вернуться в число знаменитостей Гурченко удалось лишь в 1974 после роли в фильме «Старые стены» – с тех пор её звезда сияла ярко и закатилась лишь с её кончиной.
Смерть
Как сообщали впоследствии врачи института красоты, Людмила Гурченко в какой-то момент своей жизни стала зависима от новых и новых косметологических операций. Впервые она сделала подтяжку лица ради кинороли, однако с годами она стала прибегать к услугам пластических хирургов все чаще и чаще, что в итоге вылилось сперва в психологическую зависимость, а затем привело к проблемам со здоровьем. Официально у неё было по меньшей мере 17 пластических операций, однако в какой-то момент врачи института красоты отказались оперировать её, ссылаясь на риски для её здоровья. Тогда Гурченко начала обращаться к другим специалистам – менее принципиальным. Как считается, именно это к концу жизни серьезно пошатнуло её здоровье. 14 февраля 2011 года Л. Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Актрису госпитализировали, провели операцию, организм начал понемногу восстанавливаться, однако переломы бедра у людей в этом возрасте – это крайне опасная травма, часто приводящая к крайне плачевным последствиям. Увы, не удалось избежать этих последствий и Людмиле Гурченко: 30 марта, когда она уже была выписана из больницы, у неё резко ухудшилось самочувствие, после чего она быстро скончалась от тромбоэмболии лёгочной артерии – иными словами, от сердечной недостаточности. Прибывшая на вызов бригада медиков из скорой помощи попыталась реанимировать актрису, однако их усилия не дали результатов. Гурченко было 75 лет.
Прощание
Людмила Гурченко знала о своих проблемах со здоровьем и охотно обсуждала с родными и коллегами неизбежную кончину. Более того, она оставила весьма подробные инструкции касательно того, как и где она хотела бы иметь прощание и похороны. Не все её пожелания были исполнены – особенно в плане погребения – однако в том, что касается прощания с актрисой, все прошло именно так, как она просила.
Несколько дней общественность и СМИ не знали, где же именно пройдет церемония прощания. Сперва СМИ ожидали, что это произойдет в доме кино – что было бы логично с учетом того, какому искусству Гурченко была в наибольшей степени обязана своей известностью. Вскоре, однако, появились слухи, что прощание состоится в доме музыке, а в конечном итоге церемония проходила в Центральном доме писателя – таково было завещание самой Гурченко, хотя к писательскому творчеству она была причастна в самой наименьшей степени (она писала книги, но они не дали её и десятой доли той славы, которую она заработала с помощью кино и музыки).
2 апреля 2011 года гроб с телом актрисы был выставлен для прощания на сцене в концертном зале Центрального дома литераторов. Вся сцена была украшена огромными цветочными венками, также на неё стоял на треножнике портрет актрисы, сделанный совсем незадолго до смерти – благодаря пластическим операциям и ретуши, на нём она отнюдь не выглядела на 75. Не выглядела на 75 и сама покойная: она лежала в двустворчатом красном гробу, в красивом белом платье, которое сшила самостоятельно, с идеально уложенной прической и посмертным гримом, который наложил Аслан Ахмадов – близкий друг и, как считается, любовник Гурченко. На церемонии не звучали траурные речи – это запретила сама Гурченко. Она требовала, чтобы на её похоронах звучали исключительно её песни – это пожелание было исполнено. В этот день было перекрыто все Садовое кольцо. С актрисой, вопреки весенней непогоде, пришли проститься тысячи людей – желающих было так много, что прощание несколько раз продлевали на час, чтобы все успели воздать последнюю дань уважение ушедшей звезде.
Людмила Гурченко была человеком конфликтным и за свою жизнь нажила себе множество врагов – в том числе среди родственников. Враждовала она даже с родной дочерью – в результате чего та, как и многие другие (например, один из многочисленных бывших мужей актрисы – Иосиф Кобзон), не была приглашена на церемонию прощания. Дочь Гурченко – Мария, – узнавшая о смерти матери из новостей, пришла в общей очереди вместе с простыми поклонниками, чтобы положить цветы к гробу матери.
По окончании церемонии прощания гроб с телом актрисы погрузили в катафалк. Перед гробом из дверей Центрального дома писателя вынесли огромный фотопортрет актрисы – его несли двое: последний муж актрисы С. Сенин и, как считается, её любовник – Аслан Ахмадов. Позади гроба на подушечках вынесли многочисленные государственные награды Гурченко – орденов и медалей у неё было не меньше, чем у многих советских военачальников. Автокатафалк поклонники актрисы усыпали цветами, провожали его криками «браво!».
Похороны
Похороны состоялись в тот же день на Новодевичьем кладбище вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище. Погребли Гурченко рядом с другими актёрами — О. Янковским и В. Тихоновым. Примечательно, что к тому моменту, согласно решению московских властей, захоронения на Новодевичьем кладбище уже прекратили в связи с дефицитом пространства, однако для Гурченко таки решили сделать исключение. Более того, еще одно исключение было сделано для поклонников актрисы: обычно посетителей на это кладбище просто так не пускают, однако в день похорон охрана пустила, как сообщали СМИ, тысячи фанатов Гурченко, чтобы они могли увидеться с кумиром в последний раз. Её опускали под землю под звуки траурного марша в исполнении роты почетного караула внутренних войск МВД.