Похороны патриархов
В церемонии прощания с высшими священнослужителями участвуют и миряне, и представители духовенства, и первые лица государства. В это время верующие скорбят, ведь они провожают в последний путь главного представителя Русской православной церкви, который призван заботиться о единстве всей церковной иерархии.
Патриаршество в нашей стране существовало не всегда – его история прерывалась многими непростыми событиями, а те, кто получали этот сан, зачастую имели трагическую судьбу, оказываясь в немилости у светских правителей. Сегодня патриарший престол в России восстановлен, а прощание проводится со всей торжественностью, которая издавна предписывалась в подобных случаях.
История патриаршества
В XV веке Русская церковь обособилась от Константинополя и добивалась канонического установления патриаршества на Руси. Во время очередного визита греческого духовенства перед патриархом Константинополя Иеремией II был поставлен вопрос об учреждении патриаршего престола в Москве (это обсуждалось не впервые, скорее речь шла о том, чтобы вынести окончательное решение). В 1589 году собор из русского и греческого духовенства избрал трех кандидатов в патриархи, и окончательным решением царя Федора Иоанновича Митрополит Московский святитель Иов получил патриарший сан. Главное значение собора 1589 года состояло во вселенском признании нового независимого положения Русской церкви, у которой появился собственный патриарх.
Патриаршая власть начала ослабевать в середине XVII века, когда патриарх Никон вступил в конфликт с царем Алексеем Михайловичем и был низложен. Во время правления Петра I наступил так называемый синодальный период: был создан Святейший правительствующий синод, а вместо патриарха был назначен блюститель престола. Синод являлся государственным органом, который был полностью подчинен императору – распоряжения императоров по делам церкви были обязательными и окончательными.
В 1917 году Поместный собор Православной российской церкви восстановил патриаршество и избрал нового патриарха, Тихона. Несмотря на то, что заседания собора совпали по времени с событиями революции, большевики никак не препятствовали его работе. Декрет советской власти в то же время закрепил отделение церкви от государства, лишил религиозные организации прав собственности и статуса юридического лица. Так как Советский Союз стал светским государством, после смерти Тихона выборы нового патриарха не проводились.
Следующий собор созвали только в 1943 году, когда руководство страны приняло решение резко изменить прежний курс в отношении церкви. Тогда был избран новый патриарх, и с тех пор эта традиция не прерывалась. Время от установления патриаршества на Руси до реформ Петра I получило название Первого Патриаршего периода, а от избрания патриарха Тихона до настоящего момента – Второго Патриаршего периода.
Как принято хоронить патриархов
В православии священнослужителей положено хоронить с соблюдением особой обрядности. Патриархов провожают по чину погребения архиереев, то есть высшего духовенства. Современные правила отпевания изложены в «Последовании мертвенном над скончавшимся архиереем» (документе 1956 года, составленном митрополитом Мануилом). Во время службы надлежит совершить по пять чтений из Евангелия и Апостола, чередуя их между собой. Если производится соборное отпевание, то Евангелие читают священники, а Апостол – дьяконы. Также произносятся молитвы об упокоении и зачитываются псалмы. Далее поются стихиры стиховны – особые молитвенные песнопения. Заканчивается отпевание чтением разрешительной молитвы, листок с которой потом вкладывают в ладонь усопшего.
Архиереев хоронят во всем облачении, с крестом и Евангелием в руках. После того как произошло отпевание, гроб обносят вокруг храма и совершают на каждой его стороне краткую литию. Во время следования процессии к могиле поют не Трисвятое (молитву «Святый Боже»), как для мирян, а ирмосы Великого канона. Шествие воспроизводит собой крестный ход с несением религиозных знамен, креста и Евангелия. Вся церемония проходит под особый перезвон колоколов, который меняется в зависимости от этапов обряда.
Несмотря на то, что внешней атрибутике на таких похоронах придается достаточно большое значение, можно сказать, что проводы патриархов на Руси отличались скорее строгостью, нежели пышностью. Первый патриарх Иов был похоронен в мужском монастыре в Старице, вдалеке от столицы. Жизнь священнослужителя пришлась на непростое историческое время – когда на престол взошел Лжедмитрий I, Иова изгнали из Москвы и поместили в заточение как обычного монаха. Он был реабилитирован уже во время царствования Василия Шуйского, но к тому времени ослеп и отказался от возвращения на патриарший престол в связи с состоянием здоровья. Только во второй половине XVII века останки Иова перенесли в Успенский собор Московского Кремля, где и положено было хоронить высших священнослужителей.
Патриарх Гермоген тоже оказался в заточении при жизни. Во время Русско-польской войны он добивался изгнания поляков из России и благословлял ополчения, призванные освободить страну от влиятельных чужеземцев. Поляки не раз посылали к нему с требованиями отозвать ополченцев, угрожая смертной казнью, но Гермоген отвечал, что попытки запугать его напрасны, ведь он боится одного Бога. Священнослужитель умер голодной смертью, так и не дождавшись освобождения Москвы. Его похоронили в Чудовом монастыре, и только во время патриаршества Никона останки были перенесены в Успенский собор. Император Николай II уже в XX веке позаботился о сооружении новой раки для мощей, которую поместили в соборе под богато украшенным золоченым шатром.
Могилы остальных представителей Первого Патриаршего периода (кроме опального Никона и ставленника Лжедмитрия Игнатия, вскоре свергнутого с патриаршего престола) также находятся в Успенском соборе Московского Кремля. На них сохранились белокаменные резные плиты с эпитафиями, а в 1913 каждую из могил закрыли специальным посеребренным чехлом с восьмиконечным золоченым крестом и надписью. Патриархов Второго периода хоронили в других соборах, например на территории Донского монастыря (патриарх Тихон) или Богоявленского кафедрального собора в Елохове (патриархи Алексий II и Сергий). Так произошло в связи с состоянием Успенского собора: с XIX века в нем велись масштабные реставрационные работы, а в октябре 1917 года он пострадал от обстрела большевиков.
Кончина патриарха, безусловно, является важным событием государственного значения, и желающих попрощаться с покойным всегда находилось немало. Но власти бдительно следили за тем, чтобы церемония не приобретала опасного масштаба, а также не сопровождалась столпотворением и беспорядками. По традиции на отпевании священнослужителей должны были присутствовать представители светской власти, причем нарушение этого обычая вызывало общественное осуждение – так, когда Петр I не приехал на похороны патриарха Адриана, это послужило дополнительным поводом для обсуждения попыток императора подчинить духовную власть светской. В настоящее время первые лица государства также считают своим долгом участвовать в прощальном богослужении.
Как можно понять, во многих случаях патриархов провожали в последний путь достаточно скромно по той причине, что смерть происходила в переломные моменты истории или личной судьбы. Однако есть и обратные примеры – церемония прощания с Алексием II, состоявшаяся уже в наше время, проходила торжественно, в присутствии духовных и светских лидеров. Заупокойную литургию и отпевание, проходившие в Храме Христа Спасителя, транслировали в прямом эфире. Богослужение проводил Патриарх Константинопольский Варфоломей, специально для этого прилетевший в Россию. Гроб с телом покойного был окружен многочисленными букетами из белых и красных роз. За несколько дней, которые длилась церемония, проститься со священнослужителем явилось более 100 тысяч человек, причем многие из них стояли в очереди с раннего утра, чтобы успеть застать кортеж.