Похороны у башкир
Башкиры – тюркский народ, коренное население современной Республики Башкортостан. По численности занимает 4-ое место в России. Исторически средой обитания башкир была территория южного Урала и находящиеся рядом степи. Традиционная религия – ислам суннитского толка, сюда он пришел еще в X веке, окончательно закрепившись спустя 3 столетия. Однако вытеснить народные верования, сформированные под влиянием тунгусо-маньчжурских, монгольских, финно-угорских и древнеранских культов, не удалось. Получился некий синтез мусульманской веры и национальных культурных традиций, который наиболее ярко прослеживается в семейной обрядности башкир, в погребальных обрядах в частности.
Узнаем, как хоронят умерших башкир и разберемся в погребально-поминальном ритуале этого народа.
Уход за умирающим
Когда становилось ясно, что человек находится на смертном одре, родственники начинали готовить его к переходу в иной мир, стараясь четко следовать многовековым ритуалам.
Умирающего клали на спину ногами в сторону мусульманской святыни – Мекки. Обязательно приглашали муллу для чтения молитвы над изголовьем кровати больного, чтобы он мог ее слышать. Речь идет о 36-ой суре Ясин – считалось, что она обладает особой силой, способной к исцелению. Дело в том, что согласно поверьям, человек перед смертью сильно уязвим перед нечистой силой. Священные слова должны были облегчить состояние человека, не подпустить к нему злых духов.
Также для борьбы с нечистью на грудь поверх одежды могли положить что-то острое – нож или ножницы, гвоздь, цитату из Корана. Все зеркальные поверхности занавешивали, убирали кукол, картины, фотографии.
Кроме того, умирающему смачивали губы водой, чтобы дьявол не обманул страдающего от жажды и не уговорил за глоток воды отречься от ислама.
Один из важных моментов перед смертью – оглашение последнего волеизъявления человека. Имеется ввиду завещание, распоряжение по поводу прощальной церемонии, напутственные слова для близких и последнее благословение.
Подготовка тела к погребению
Немаловажную роль играла подготовка тела к погребению перед похоронами. Покойного не оставляли одного в комнате, боясь, что Шайтан может надругаться и подменить его, свет не гасили. Люди сменяли друг друга, такое бдение считалось богоугодным. В доме, где случилось горе, старались не разговаривать в полный голос, не плакать и не причитать, чтобы душе было легче проститься с домом и уйти дальше.
Ноги покойника перевязывали веревкой, приговаривая: «Теперь ходи в раю», на глаза клали монеты, в уши закладывали вату. Перед погребением монеты и вату снимали, тем самым снимая грехи с умершего.
На какой день проходят похороны у башкир?
Как и у других мусульман, в культуре башкир было принято не затягивать с похоронами и проводить их как можно быстрее. Если смерть наступала утром, то погребение могло состояться уже в обед, а если вечером – то в начале следующего дня. Таким образом, все приготовления к похоронной церемонии проходили оперативно. Проводить похороны после заката солнца или ночью строго запрещалось.
Омовение тела
Это важная часть похоронного обряда башкир. Готовиться к процедуре начинали только тогда, когда сообщали о старте рытья могилы. Строго соблюдался принцип – женщин не могли мыть мужчины, и наоборот. Мужу запрещено было прикасаться после смерти к жене, так как их брак автоматически считался законченным. Обычно в омовении участвовали от 4 до 8 человек. В деревне этим могли заниматься одни и те же люди, их специально звали в дом, а после благодарили за их работу деньгами или ценными вещами.
Помещение окуривали можжевельником, мятой, душицей или другими благовониями, только после этого приступали к процедуре. Во время омовения читали молитвы – важно было многократно написать рукой на груди усопшего цитаты из Корана: «Нет бога, кроме Аллаха» (девяносто девять раз), «И Мухаммед его пророк» (в сотый раз).
После омовения видеть лицо покойника запрещалось.
В чем хоронили покойного башкиры?
После омовения тело почившего заворачивали в белый саван. Заранее готовить его было запрещено. Многие семьи хранили отрезы конопляной или крапивной ткани, а позже хлопчатобумажной, чтобы в нужный момент быстро раскроить погребальное одеяние, на которое обычно уходило от 10 до 20 м ткани. Покойника обматывали слева направо несколько раз, потом перевязывали веревками. Мужчинам одевали на голову чалму, женщинам – платок. В саван заворачивали цитаты из Корана – для того, чтобы не забыть молитвы и легче проходить испытания после смерти.
Кто присутствует на башкирских похоронах?
Узнав о смерти своего знакомого, люди старались прийти проститься с ним. При этом приходить с пустыми руками было не принято – несли деньги, мыло, полотенца, рубашки, ткани, платки и клали это в специально подготовленное место рядом со смертельным ложем. Позже на поминках семья усопшего раздавала все это пришедшим.
На кладбище вместе с траурной процессией ходили только мужчины, женщины по традиции провожали покойного до ворот дома или до конца деревни, очень редко они могли дойти до погоста.
Могила у башкир
Тут тоже были свои ритуалы и обычаи. Яму рыли с востока на запад, глубиной около 1-1,2 метров. Боковая ниша (лэхет) должна была быть расположена таким образом, чтобы голова покойного была обращена в сторону Каабы.
Копальщики могилы, как и те, кто занимался омовением тела, были очень важными людьми в деревне, после их щедро одаряли. Особенно почитался тот, кто сделал боковую нишу, куда помещали тело. Говорили, что он построил новый дом для покойного. Работать слишком долго и усердно до пота было нельзя. Как только человек уставал, ему на смену приходил другой. Инструмент не передавали из рук в руки и не забирали домой, это считалось плохой приметой.
Как проходили похороны у башкир?
Перед выносом умершего клали на стол, застеленный белой тканью. Вещи покойного завязывали в узел и передавали друг другу, спрашивая о готовности взять на себя прегрешения почившего.
Тело выносили ногами вперед, считалось, что так покойный не сможет вернуться. Во время выноса давали дар (обычно это были домашние животные) мулле или человеку, который будет молиться за душу умершего. После в доме все тщательно убирали и проводили влажную уборку, окуривали травами.
На деревянных носилках тело проносили через всю деревню до кладбища, за 40 шагов до ворот полагалось читать особую молитву — йыназа намазы. Около могилы снова мулла проводил очистительные обряды и читал Коран. Опускать тело в могилу позволялось троим ближайшим родственникам, вместе с покойным в могилу ничего не клали, это не принято в исламе.
После нишу закладывали досками или поленьями – так земля не попадет не лицо покойного. Дело в том, что у башкир, как и многих других народов, было принято по очереди кидать землю в могилу, первым это делал мулла. В конце мулла читал одну из сур Корана, а все присутствующие садились вокруг свежей могилы.
Какое надгробие у башкир?
Если говорить про обычаи, то а Уфе и других городах Башкортостана по обыкновению ставили надмогильные камни или деревянные столбы. На них писали краткую информацию об умершем – даты рождения и смерти, цитаты из Корана. Сами могилы могли обложить по краю камнями, устанавливали деревянное ограждение.
Сейчас в Башкирии памятники на могилу ничем не отличаются от тех, что устанавливают в других частях России.
Поминки и поминальные дни у башкир
Поминовение усопших – важный ритуал для живых. В древности считалось, что умерший продолжает жить после похорон, поэтому в памятные дни с ним можно общаться. В литературе (эпос «Куз-Курпяч») упоминается, что в памятные дни устраивали своеобразные праздники для почившего, стараясь угодить ему и сделать все, как он любил при жизни. Нередко на таких мероприятиях устраивали игры, скачки, собиралось много народа. Готовили жареное – считалось, что специфический запах отгоняет злые духи.
Когда языческие обряды уступили место исламу, поменялось и отношение к поминальным дням. Поминки стали проводить на 3-ий, 7-ой, 40-ой день и год после смерти. Сразу после похорон не устраивают трапезу, это не принято в мусульманской традиции, в отличие от православия.
Первые поминки устраивались на 3-ий день. На них приглашали муллу, который читал молитвы за душу покойного, и всех, кто был на погребении. Те, кто пришел, несли с собой что-нибудь к столу – чай, блины, традиционные мучные шарики – баурсак. На стол ставили кумыс, кашу, лапшу, бешбармак, лепешки, пироги с рисом или сухофруктами, ягодами.
Поминки на 7-ой день не отличались от того, что было на 3-ий день после смерти.
40-ой день после смерти – особенный и самый важный поминальный день. Считается, что именно тогда душа покидает свой земной дом. Поэтому стараются позвать всех родственников и знакомых усопшего.
После угощения во все поминальные дни домочадцы умершего раздавали пришедшим хаер, т.е. милостыню. Обычно мулле давали деньги, тем, кто участвовал в приготовлении тела к похоронам – платки, рубашки, платья, полотенца или вязаные носки, также деньги.
Кроме того, всем давали мотки ниток, этот обычай существовал у многих народов Поволжья, Сибири и Средней Азии. Считалось, что так переселяется душа. А получив лоскут ткани на похоронах, можно получить все то хорошее, что было свойственно покойному.
Вопросы и ответы
Зачем покойному кладут на грудь ножницы?
Действительно, на башкирских похоронах можно встретить такой обычай. Острые предметы – нож или ножницы должны отпугнуть дьявольские силы. Также в комнате, где лежит умерший, нельзя выключать свет, чтобы он в него не вселилась темная сила и он не стал упырем.
Почему башкирским женщинам запрещалось участвовать в траурной процессии?
Ислам в принципе запрещает женщинам участвовать в погребальном шествии – им нельзя переходить дорогу перед процессией, идти за гробом, заходить на кладбище. Во многом эти ограничения связаны с заботой о женщинах – так из ограждают от чрезмерных переживаний, которые могут негативно сказаться на здоровье.
Почему башкиры не ставили железные ограды и памятники?
До принятия ислама башкиры верили, что души умерших переселяются в деревья. С тех пор пошло поверье, что через дерево на покойного снисходит благодать. В свою очередь железо может навредить покойному, утяжелить его долю, доставить мучения. Считалось, что на железо не садятся ангелы.
В погребальных обрядах башкир, проводимых по мусульманским канонам, отразилась самобытность этого народа.
30 сентября 2022
До принятия ислама башкиры верили, что души умерших переселяются в деревья. С тех пор пошло поверье, что через дерево на покойного снисходит благодать. В свою очередь железо может навредить покойному, утяжелить его долю, доставить мучения. Считалось, что на железо не садятся ангелы.
В погребальных обрядах башкир, проводимых по мусульманским канонам, отразилась самобытность этого народа.