Поминальные дни у восточных славян

5067
Время прочтения статьи - 10 минут 40 секунд

В процессе искоренения языческих верований на территории Древней Руси церковь зачастую ассимилировала местные традиционные праздники и обряда и адаптировала их под себя, придавая им новое, христианское значение. Несмотря на многовековое православное господство в России, Украине и Белоруссии полностью изжить реликты восточнославянских дохристианских традиций ей не удалось – вместо этого элементы старого и нового тесно переплелись в народной культуре, создав устойчивый многослойный религиозный комплекс. Этот религиозный синкретизм сохраняется до наших дней

Представление о «том» свете

Взаимовыгодные отношения с загробным миром составляют основу славянской поминальной обрядности. Древние славяне считали, что душа, переходя из земного мира в мир вечный, сохраняла свои телесные свойства и продолжала вести более или менее человеческий образ жизни. В загробном царстве умершие пили и ели, нуждались в еде, одежде и крове. Их материальное благополучие напрямую зависело от живых родственников. Если близкие в положенные дни поминали усопшего, устраивали в его честь трапезы и оставляли на могиле подношения, приносили в церковь пожертвования и раздавали милостыню бедным за его упокой, то такая душа пребывала в достатке и довольстве.

В свою очередь, и души предков могли как положительно, так и отрицательно влиять на благосостояние своих родных. Должным образом чтимые предки покровительствовали им, помогая в хозяйстве, увеличивая урожай и повышая плодовитость скота. Распространялось их влияние и на духовную сферу: во время поминок и поминальных молитв они сами возносили молитвы за спасение душ своих родственников. В противном случае живые могли навлечь на себя гнев предков и заслужить наказание в виде несчастий, болезней, голода и пр. Защититься от сил загробного мира могли помочь специальные защитные обряды и ритуалы.

Корнями в древность уходит и традиция поминать умершего в течение 40 дней с его смерти. Во время этого переходного периода, душа первые три дня до похорон пребывала у собственного тела в после похорон и вплоть до определения ее посмертной участи на сороковины летала по своим любимым местам, возвращаясь каждую ночь на могилу. Впоследствии под влиянием христианства утвердилось иная трактовка этого обычая: на третины дух поднимается на небеса, где пребывает с ангелами в течение шести дней, а на девятины – спускается в ад. На 40-й день усопший возвращается к Господу, чтобы предстать перед ним на частном суде.

Общие поминальные обряды и ритуалы

Согласно традиционным славянским верованиям, между земным и загробным царствами пролегает невидимая граница, которая не позволяет потусторонним существам проникать в мир живых, а живым – посещать «тот» свет. Однако в особые дни границы между мирами открывались, и души умерших возвращались на землю. В это время у славян принято было совершать поминовение предков: обязательно готовили пышную поминальную трапезу, навещали могилы родных, чтобы принести усопшим подношения в виде еды, напитков, денег и пр., посещали церковь и молились за упокой их душ.

Регламент организации поминок различался от региона к региону, однако традиция посещения могил для организации поминальной трапезы является повсеместной. В дни частного (третины, девятины, сороковины, годовщина смерти и т.д.) и общего (родительские субботы, а также дни, предшествующие крупным праздникам) поминовения живые приходили «в гости» к усопшим с традиционной поминальной пищей: блинами, кутьей, пирогами, кануном, киселем, пивом и пр.. Едой делились с покойными, оставляя угощения рядом с могилой.

Этот обычай восходит корнями к древнейшему обряду тризны – языческим поминкам, которые сопровождались обильным пиршеством, состязаниями и игрищами. Считалось, что, наблюдая за весельем живых, души усопших радуются сами. Впоследствии «увеселение» мертвецов перешло из сферы частного поминовения в общественную, став частью праздников вселенского поминовения – Радуницы, Купалам, Троицкой субботы и пр. После неистовых плясок и игр люди возвращались по домам, где продолжали пир в семейном кругу. Согласно традиционным представлениям, мертвецы следовали за ними, и принимать их следовало как гостей – кормить угощениями, поить, не говорить о них дурного и т.д. Однако по завершении трапезы души необходимо было выпроводить, чтобы они вернулись на тот свет, в противном случае они могли «застрять» здесь и навлечь на родственников беду.

Среди других распространенных обрядов, который совершали на поминки, можно выделить «обогревание» покойного. Вечером поминального дня во дворе – или накануне церковных праздников около храмов – разжигали ритуальные костры, чтобы души могли обогреться рядом с ними перед возвращением в загробный мир. Существует и другая трактовка такого обычая – огонь помогал мертвецам ориентироваться на земле.

Поминальные славянские дни

Народный и церковный календари всеобщего поминовения лишь частично совпадают друг с другом. Помимо официальных христианских дней вселенского поминовения, в славянской традиции отмечали и народные даты, посвященные культу усопших. К ним, в частности, относятся Пасха мертвых, Семик, Деды, Русальные дни и пр.

Масленица

Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, корни которого восходят еще к языческим временам. Он отмечается в течение всей недели перед Великим постом. В дохристианскую эпоху празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у народов, использовавших солнечный календарь, знаменовало начало нового год, однако после установления христианского календаря оно было вытеснено на более ранние даты. Хотя в народном сознании этот весенний праздник ассоциируется прежде всего с веселыми проводами зимы, широкими гуляньями, и, конечно же, блинами, в старину он также являлся первым из поминальных дней в народном календаре.

Многие исследователи характеризуют Масленицу как символические «похороны» зимы и «роды» весны. В соответствии с этой трактовкой, масленичные обряды были призваны увеличить урожай и плодовитость скота: так, например, пепел от чучела Масленицы крестьяне раскидывали по полям. Этой же цели служила и поминальная часть этого праздника. Поскольку умершие предки, согласно славянским поверьям, могли влиять на земной мир и благополучие живых людей, их в масленичные дни почитали особым уважением и обильными подношениями. С этим связаны игровые элементы тризны, веселые пиршества и традиция печь блины – традиционную поминальную пищу на Руси. Траурные истоки существуют также и у масленичных костров. Согласно распространенной теории, они напрямую связаны с обычаем «обогревать мертвецов».

Радуница или Навий день

Будучи изначально народным праздником цикла весеннего поминовения, Радуница прочно вошла в православный церковный календарь и до сих пор является одним из важнейших поминальных дней у славянских народов. Сегодня этот праздник приходится на вторник или понедельник после Фоминого воскресенья (Антипасхи).

В народе Радуницу также называли Навьим днем от общеславянского корня «навь» – смерть или мертвое тело. В этот праздник люди с причитаниями отправлялись на кладбища к могилам своих близких, собрав с собой угощения: кутью, блины, сырники, калачи, крашеные яйца, канун, пиво и пр. Считалось, что блюд должно было быть нечетное количество. По возвращению домой устраивалось богатое застолье с песнями и играми. Этот ритуальный пир был призван задобрить души усопших.

Кроме того, распространен был обычай топить в этот день для усопших баню, оставляя им воды, мыло, веники и чистую одежду. На пол рассыпали золу, а утром по ней определяли, приходили ли умершие помыться.

Семик

Неделя перед Троицей в народной традиции называлась русальной. Славяне верили, что в эти дни русалки выходят из водоемов и бродят по лесам и болотам, вступая в контакты с человеком. Особенным значением наделялся четверг перед Троицыным днем – в этот день отмечался Семик, когда живые поминали «заложных» покойников – то есть людей, умерших неестественной смертью и не получивших после смерти упокоения: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, скончавшихся в молодом возрасте, а также колдунов и проклятых родителями. Согласно языческим поверьям, русалки являлись душами утопленниц и утопленников, отсюда проистекает традиция поминать в четверг русальной недели всех погибших раньше своего времени.

В Семик служили панихиду по тем, кто не получил отпевания на похоронах, а также хоронили «скопившихся» за зиму заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. После посещения церкви люди возвращались домой для организации поминок. Как и другие дни общего поминовения, для Семика были характерны обильные пиршества и веселые гуляния.

28 сентября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок