Поминовение в иудаизме
Иудаизм — одна из самых древних монотеистических религий мира. За тысячи лет ее существования сложились сложные и очень детализированные похоронные обычаи. Но, несмотря на долгое проживание евреев в Российской империи, затем в СССР и впоследствии в России, многие не осведомлены о том, как проходят похороны у исповедующих иудаизм. Расскажем подробно о погребальных традициях этой конфессии.
Похоронные традиции евреев
Прежде, чем начать рассказ о похоронных традициях евреев, необходимо отметить, что в иудаизме существует множество направлений и общин, которые находятся в самых разных частях мира. Их традиции могут отличаться. Поэтому в этом тексте мы описываем общие места и наиболее важные обычаи.
После смерти человека на одежде его ближайших родственников — тех, кто должен соблюдать траур — делают криа. Это надрыв одежды, символизирующий отчаяние и горечь потери близкого. Когда умирают родители, то криа делают с левой стороны, рядом с сердцем, по прочим родственникам — с правой. Надрыва не делают, если скончался самоубийца или перешедший в другую веру. В некоторых общинах криа делают уже во время похорон.
В тех городах, где существуют еврейские общины, к организации похорон чаще всего привлекается «Хевра Кадиша» («Посвящённое братство»). Эта организация занимается подготовкой и проведением похорон в соответствии с традициями иудаизма. Как правило, «Хевра Кадиша» есть в любой еврейской общине.
Большая часть подготовительных процедур происходит быстро, так как в иудаизме принято проводить захоронение в течение 24 часов после смерти.
Этот обычай стараются строго соблюдать, однако из него могут быть сделаны исключения: например, в случае, если у ближайших родственников нет возможности прибыть на похороны в течении 24 часов. Как современные, так и древние комментаторы Талмуда отмечают, что в этом случае речь не идет об осквернении ни земли, ни тела, которое было сотворено по божественному образу и подобию: наоборот, присутствие ближайших родственников и наличие обязательных атрибутов церемонии позволят проводить усопшего в последний путь. Кроме того, не проводят похороны в субботу и в еврейские праздники.
Также в иудаизме не приветствуется вскрытие. Человеческое тело было создано по образцу и подобию Бога, содержало в себе душу — а потому требует почтительного отношения. Однако и из этого правила возможны исключения. Так, если вскрытие тела поможет спасти человеческую жизнь (например, в случае экстренной пересадки органов), то его можно провести. Некоторые раввины считают возможным и дозволенным и вскрытие, которое проводится в медицинских, образовательных целях или целях закона. Однако и в этом случае требуется относиться к телу умершего с тем же почтением, к которому относились бы к живому пациенту во время операции.
Вскоре после смерти усопшего сначала тщательно очищают, используя воду комнатной температуры, а после этого омывают — на эту процедуру должно уйти не менее 20 литров воды. И очищение, и омовение проводят, начиная с головы. Посторонние разговоры во время процедуры запрещены.
Ещё до начала омовения готовится одеяние для покойного — тахририм. Это простая одежда из белого полотна, чаще всего — льняного, на которой не должно быть карманов или узлов. Мужской и женский тахриримы не отличаются, но мужчин покрывают так же талесом — традиционным еврейским молитвенным покрывалом. Углы покрывала украшены особыми кистями (цицес), перед похоронами одна из них срезается.
По завершению омовения на закрытые глаза покойного кладут глиняные черепки или щепотку земли, а затем облачают в тахририм. Обувь в этом случае не предусмотрена. Как церемонию омовения, так и церемонию облачения должны проводить и выполнять евреи.
Омытого и облаченного усопшего укладывают в гроб. Он обязательно должен быть деревянным, а в днище просверливают дыру или же выбивают доску — согласно иудейским традициям, тело не должно быть отделено от земли и иметь возможность «возвратиться в прах». На само тело ничего не кладут, в том числе нельзя класть и цветы. Гроб после помещения в него тела сразу же закрывают — тело покойного не следует выставлять на показ, это считается надругательством и кощунством.
Помещенного в гроб усопшего выносят ногами вперед; за вынесенным гробом следуют все участники похоронной процессии.
Существует убеждение, будто у евреев хоронят покойников в сидячей позе или вовсе в вертикальном положении. Однако эти представления являются характерным проявлением заблуждений, связанных с представителями «Иных» — якобы они во всем настолько отличаются от обычных людей, и делают все странно или неправильно. Ничего общего с реальностью это убеждение не имеет.
На кладбище необходимо вести себя максимально сдержанно: не допускаются посторонние разговоры, нельзя есть, пить, садиться на могилы и т.д. Брать что-либо с кладбища и приносить домой также запрещено. Во время похорон присутствующие участвую в засыпании могилы — при это лопату не передают из рук в руки, а втыкают в землю, откуда ее достает другой человек.
Сразу же по завершении похорон необходимо покинуть кладбище, не посещая другие могилы. На выходе родственники усопшего, соблюдающие траур, проходят между выстроившимся в два ряда лицом друг к другу участниками похорон. Их утешают словами: "Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму".
Покинув кладбище, необходимо совершить омовение рук — без этого входить в дом после похорон нельзя. В некоторых общинах также принято бросать через плечо несколько сорванных травинок или горсть земли. Также после похорон делают пожертвование бедным — цдаку.
После того, как завершились похороны, начинается шива — период траура, который длится семь дней после похорон. В это время скорбящие (авелим) не занимаются обычной повседневной деятельностью и полностью погружены в траур. В доме завешивают зеркала, картины (если на них изображены лица), могут закрыть экран телевизора. Сидят на низенькой скамейке — в память о друзьях Иова, которые сидели с ним на земле семь дней, узнав о его потере.
Особо важны три первых дня шивы, так называемые три дня плача (шлошет йемей бехи). В эти дни не стоит посещать скорбящих с визитами — навещать их могут только родственники и самые близкие люди. После этих дней посещать с визитами можно, более того, это поощряется. На время шивы не стоит мыться, а супругам — вступать в близость.
После того, как заканчиваются семь дней шивы, начинается период шлошим — второй период траура. «Шлошим» буквально означает «тридцать» и заканчивается через тридцать дней после погребения. В это время уже можно выходит на работу и возвращаться к повседневным обязанностям. Однако сохраняется запрет на бритьё и стрижку, на посещение увеселительных мероприятий, прослушивание музыки и т.д.
В какие дни принято поминать умерших?
В иудаизме есть две важных даты для поминовения умерших.
Первая из них — это тридцать дней с момента смерти. В этот день посещают могилу умершего и проводят церемонию поминовения, читая молитвы. Кроме того, произносятся речи в память об умершем, содержащие наставления. На могилу можно положить камешек — как знак того, что усопшего не забыли и помнят о нем.
Другая важная дата — годовщина смерти, йорцайт или йом зикарон (на идиш и иврите соответственно). В этот день вспоминают о покойном, зажигают свечу, которая будет гореть круглые сутки. После первой годовщины смерти можно поминать усопшего в те дни, когда читают поминальные молитвы — Йом-Кипур, Шмини Ацерет, седьмой день Песаха и Шавуот.
Годовщину смерти обязательно соблюдать только по родителям, но не запрещается поминать и других родственников, в особенности тех, о которых больше некому молиться.
Устраивают ли поминальные трапезы по умершим в иудаизме?
Поминальные трапезы в том виде, в котором их знаем мы, в иудаизме не приняты. Однако существует так называемая сеудат гавраа, «трапеза сочувствия». Традиция сеудат гавраа восходит к преданию о том, как после смерти одного из сыновей царя Давида весь народ Израиля собрался, чтобы утешить скорбящего.
Ее готовят для родственников усопшего, сами они не должны заниматься ее приготовлением, как и тратить на неё свои деньги или средства покойного. Как правило, это хлеб круглой формы (например, бублик), сваренное вкрутую яйцо, каша из чечевицы. Круглая форма еды напоминает о том, что жизнь — это круг, и дни скорби обязательно пройдут.
Почему у евреев нет поминок в традиционном смысле этого слова?
Иудаизм — иная религия со своими обычаями, не все из которых похожи на привычные нам православные. Но это не значит, в что в иудаизме не поминают усопших. Это не так, просто это поминовение имеет иную форму.
Какие молитвы читают по умершему?
Перед погребением читают 22-й псалом («Господь — мой пастырь»), а перед тем, как опускать гроб в могилу — 90-й псалом («Живущий под кровом Всевышнего…»).
Молитвы «Э-ль малэ рахамим» и «Цидук гаДин» читают после того, как тело засыпано землей. После этого можно прочитать Кадиш — молитву о святости имени Бога, в которую также включают специальную вставку о надежде на воскресение мертвых. Однако происходит это только в том случае, если набирается достаточное количество мужчин — миньян. В миньяне должно быть десять человек.
После этого, при поминовении человека, читают Кадиш йатом, или «кадиш сироты». В целом, необходимо отметить, что кадиш не является поминальной молитвой, он прославляет Бога, и его задача — напомнить родственникам о том, что они не одни и том, что, несмотря на их горе, жизнь не закончилась.
Как часто евреи ходят на кладбище?
В целом, посещение кладбища обязательно
- при похоронах;
- в последний день шивы;
- на тридцатый день после смерти;
- в годовщину смерти.
В остальное время посещать кладбище не обязательно и остаётся на усмотрение человека. Однако некоторые раввины допускают, что в первое время после смерти посещение могилы близкого человека в неотведенные для обязательного поминовения дни могут помочь справиться с горем. Но слишком часто ходить на кладбище не рекомендуется, вместо этого лучше найти альтернативные способы почитания памяти усопшего.
Вопросы и ответы
Допускает ли это иудаизм кремацию?
Нет, не допускает. В иудаизме хоронят только погребением в землю, большинство раввинов осуждают кремацию. Считается, что погребение в землю можно произвести, даже если покойный просил о кремации; в этом случае дозволяется нарушить его волю.
Могут ли присутствовать на похоронах иудея представители другой веры?
Могут, но желательно заранее объяснить человеку особенности еврейского похоронного обычая и его отличия от христианских и светских. Если у вас есть сомнения о том, может ли кто-то присутствовать на похоронах и стоит ли его приглашать, вы можете проконсультироваться с раввином.
Можно ли приносить цветы на похороны или на могилу?
Нет, не стоит. В иудаизме не кладут цветов в гроб или на него, не кладут их и на могилу покойного. Если вы хотите поддержать семью в это сложное время, то лучше сделать это своим присутствием или предложив им какую-либо помощь.
Похоронные обычаи различных культур имеют множество особенностей и тонкостей. Если вам требуется помощь с организацией похорон, поминальной трапезы или по другим вопросам, вы всегда можете обратиться за консультацией к нашим специалистам по телефону: +7 (495) 100-3-100 .