Посмертный макияж
Посмертный грим — вещь важная и в то же время не слишком знакомая широкой публике. Она почти не пересекается с «обычной» индустрией макияжа. Попробуем разобраться в тонкостях отрасли на примере голливудского визажиста Аллана Снайдера и великой актрисы Мэрилин Монро.
Чистый лист
Цвет лица — одно из главных отличий живого человека от покойного. И дело здесь не ограничивается одной только «мертвенной бледностью», о которой любят писать в художественной литературе.
Наше сердце — насос, который неутомимо гонит кровь по организму, заставляя ее преодолевать земное притяжение. Но после того, как оно останавливается навсегда, жидкость под действием силы тяжести стекает вниз, образуя трупные пятна — пурпурно-синие разводы на теле. Мэрилин нашли лежащей на боку, и от этого часть ее лица была покрыта синяками. Но этим дело не ограничивалось: так как смерть актрисы наступила в связи с передозировкой снотворным и алкоголем, то ее кожа приобрела желтушный оттенок, вызванный прекращением функций печени. Поэтому задача перед Снайдером стояла в том, чтобы скрыть желтизну, перекрыть синяки и вернуть Монро ее белоснежную кожу и легкий румянец.
И это задача не только для визажиста, но и сотрудников похоронного бюро, которые проводили бальзамирование тела. Жидкости для бальзамирования не только тормозят процесс разложения, но и делают ткани тела более упругими, что помогает в дальнейшем нанесении косметики. Кроме того, при смешивании жидкости могут добавить в состав вещества, которые улучшат состояние тела — например, избавят кожу от неприятного оттенка желтизны, увлажнят высохшие ткани, или, наоборот, вытянут лишнюю жидкость и избавят от опухлости.
После самого бальзамирования в ткани вводится субстанция, придающая объем нужным участкам лица. «По сути, это то же самое, что и косметические филлеры, которые используются в пластической хирургии» – объясняет Моника Торрес, специалист по посмертному гриму и реконструкции лиц. Филлеры помогают вернуть привычный вид мягким тканям – в первую очередь губам, которые часто деформируются при бальзамировании. После этих процедур приступают непосредственно к гримированию.
Искусство оживлять
Надо сказать, что случай Аллана Снайдера и Мэрилин Монро для ритуальной индустрии нетипичный. И сейчас, и тогда отдельной профессии «посмертного визажиста» не существует — чаще всего за этот этап отвечают те же сотрудники, которые занимаются бальзамированием. И используют они для этого специальные средства, у каждого из которых свое предназначение и свои инструменты — плотно набитые кисти и шпатели. Лишь в ряде случаев приглашается сторонний визажист — это может быть пожелание усопшего, который часто обращался к услугам этого мастера при жизни, или же его родственников.
Однако процесс нанесения во многом похож на нанесение обычного макияжа. Сначала кожу готовят с помощью специальных средств, часто на основе силикона. При необходимости используются цветовые корректоры: светло-зеленый перекрывает покраснения, характерные для отравления углекислым газом, лавандовый убирает желтизну, а золотистый — темно-синие и пурпурные синяки. Поверх корректора наносят непосредственно тональную основу, подобранную под оттенок кожи. Для этого могут использоваться разные средства, плотность которых зависит от концентрации в нем пигментов. Чем больше недостатков надо перекрыть, тем больше она должна быть.
После этого подчеркивается естественный рельеф лица — одни участки высветляются, а другие, наоборот, затемняются. Добавляются детали и штрихи — подкрашиваются губы, щеки, родинки и так далее. Если усопшая носила декоративную косметику, то ее тоже могут нанести, руководствуясь фотографиями.
Чаще всего родственники предоставляют фотографии, которыми специалисты руководствуются при реконструкции лица. Лишь в редких случаях – особенно редких в России – родственники присутствуют при процессе и помогают, так как они лучше всего знают, как именно женщина предпочитала краситься при жизни. Несмотря на весьма простое описание, процесс зачастую оказывается нелёгким — на подготовку Мэрилин Монро у Аллана Снайдера ушло около десяти часов. Сам он впоследствии называл эту задачу «самой трудной из всех, что когда-либо делал».
Не просто тщеславие
Посмертный грим может показаться процессом совсем излишним — этакая дань человеческому тщеславию и желанию казаться красивым даже тогда, когда никакой возможности взглянуть на себя в зеркало уже нет. Однако у этой процедуры есть и куда более важное предназначение.
Даже если смерть не произошла в результате несчастного случая, а была абсолютно естественной, тело далеко не всегда выглядит эстетически привлекательно. Возраст, заболевания и процессы разложения, которые начинаются практически сразу же, часто приводят к тому, что вид усопшего может вызвать негативные и даже травмирующие ассоциации у тех, кто пришел проститься с ним.
Применение грима позволяет подготовить покойного к последней встрече с родными и близкими так, чтобы он выглядел достойно, а его вид оставил если не теплые, то по меньшей мере нейтральные воспоминания, не стал источником испуга или эмоционального дискомфорта для присутствующих. Люди часто терзаются вопросами, мучился ли их близкий в последние часы. Спокойный и умиротворенный внешний вид усопшего помогает приглушить эти мысли, немного успокоив присутствующих, придать церемонии прощания печальный, но сдержанный лад.
Похороны Монро ее бывший муж, известный драматург Артур Миллер назвал «уроком приличия, которого давно не хватало Голливуду». И в этом, без сомнения, была и заслуга Снайдера и его труда.