Правила посещения кладбищ для мусульман
В праздничные дни многие мусульмане отправляются на кладбища, чтобы посетить могилы своих родственников и друзей, помолиться за них и привести в порядок места их последнего упокоения. В этой связи необходимо помнить, что правоверным мусульманам следует соблюдать на кладбищах и погостах определенные правила поведения. Какие именно – расскажет вам эта статья.
Что рекомендуется делать мусульманам на кладбище?
Во-первых, исламская традиция предписывает посещающим кладбища людям много думать о загробной жизни и об ином мире. Верующему мусульманину, пришедшему к могилам предков, желательно поразмыслить о том, что смерть постигнет каждого, и никому из нас неведомо, сколько ещё суждено прожить. Ислам учит, что в Судный день душам людей предстоит нести ответ за все свои земные деяния, поэтому человеку в течение своей жизни следует совершать как можно больше благих и как можно меньше плохих дел, тем самым приблизить себя к Райским садам и отдалиться от Адского пламени. Визиты на кладбище способствуют анализу мусульманином своей земной жизни. Пророк Мухаммед наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).
Во-вторых, благочестивая традиция предписывает совершать дуа, то есть особую молитву, за усопших. Подтверждением необходимости этого служат слова Посланника Аллаха , переданные со слов его жены Аиши бинт Абу Бакр и записанные в виде хадиса Ахмадом: «Мне велел Всевышний совершать дуа за них (усопших)». В Пречистой сунне сохранилось множество текстов мольбы, которые верующие могут произносить, находясь в местах захоронений. При этом представители некоторых течений в исламе, например, мутазилиты, полагают, что в совершении дуа за усопших нет никакой необходимости. Свою позицию они аргументируют тем, что человек ответственен лишь за свои поступки, а деяния его родных не смогут ни помочь, ни навредить лично ему.
В-третьих, мусульманам позволительно, придя на кладбище, произнести приветствие. Правоверным дозволено приветствовать умерших братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов, приводимом в своде Муслима, говорится о том, что Пророк Мухаммад, войдя на кладбище аль-Баки, поприветствовал всех, кто там был захоронен, словами «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!»
Чтение Корана на кладбище
Вопрос о дозволенности чтения Книги Аллаха у могил вызывает разногласия в среде мусульманских учёных. Одни полагают, что такая практика способствует обретению награды как тем, кто читает, так и усопшим. А умершие родственники, находясь в могилах, слышат чтение Корана, следовательно, получают саваб. Для подтверждения этого приводится хадис, в котором отмечается: «Если кто-либо, войдя на кладбище, прочитает суру «Йа Син», то Всевышний улучшит положение всех, кто покоится в зиярате» Еще одним аргументом в пользу данной позиции может служить другое высказывание Пророка, известное со слов Али ибн Абу Талиба: «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, дастся воздаяние, равное числу покоящихся» (оба хадиса приводит ан-Наджар).
Однако немало богословов считают практику чтения Священного Текста на кладбищах порицаемым или запретным нововведением. Они называют хадисы, используемые их оппонентами, недостоверными, так как, по их мнению, в цепочке передатчиков есть люди, не заслуживающие доверия. Кроме того, противники чтения сур Корана на могилах апеллируют также к Пречистой сунне. В одном из хадисов, приводимом Муслимом, сказано: «Не делайте из своих домов кладбища. Воистину, сатана уходит из того жилища, где читается сура «Корова». По мнению таких богословов, эта цитата служит косвенным подтверждением тому, что в местах захоронения запрещено чтение Книги Аллаха.
Посещение могил женщинами
Относительно допуска женщин на кладбища в среде мусульманских учёных существует три основные точки зрения.
Одни алимы уверены, что слабому полу дозволено это делать наравне с мужчинами, и такое положение закреплено в Благородной сунне. Другие же считают, что женщинам разрешается навещать усопших, но это нежелательное деяние (макрух). Третьи и вовсе относят подобные действия к запретным (харам).
В качестве аргументов «за», как правило, приводят хадисы Пророка Мухаммада . Основным доказательством берётся следующее его изречение: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд). Сторонники утверждают, что здесь речь идёт о всех мусульманах, вне зависимости от пола. Кроме того, в другом риваяте, приводимом в сводах Ибн Маджи и Хакима, отмечается, что супруга Посланника Всевышнего – Аиша была на месте захоронения своего брата – Абдуррахмана ибн Абу Бакра.
Противники посещения кладбищ женщинами уверены, что, во-первых, хадис о дозволенности посещения могил имеет отношение только к мужчинам и не касается женщин. Во-вторых, они приводят следующее высказывание Пророка : «Господь проклял женщин, регулярно посещающих кладбища» (Тирмизи). Эти слова одни алимы истолковали как нежелательность посещения кладбищ, а другие – как полный запрет.
Однако сторонники утверждают, что данный хадис был ниспослан до полного разрешения посещать могилы, а значит, был им же (Мухаммадом) и отменён. Некоторые же полагают, что запретность касается лишь обрядов причитания и стенания на могилах, практикуемых во времена джахилии.
Таким образом, вопрос о дозволенности или запретности посещения мест захоронения женщинами остаётся открытым. Тем не менее, большинство учёных придерживаются первой точки зрения.
Добавим, однако, что непосредственно в обряде погребения женщины в исламе участвовать не могут – в этом вопросе богословы единодушны.
Что категорически запрещено делать у могил?
Во-первых, мусульманам нельзя просить помощи у усопшего – вне зависимости от того, кем был последний при жизни. Надеяться и уповать мусульмане могут лишь на Всевышнего. Приравнивание кого-либо, в том числе умершего человека, к Аллаху (так называемый ширк), то есть вера в то, что некое создание, помимо Господа, способно помочь или навредить живому – это один из страшнейших грехов в исламе. Исламская традиция утверждает, что людей, которые прибегают к ширку, будет ожидать суровое наказание.
Во-вторых, на кладбище нельзя совершать молитву (намаз). Как утверждают исламские богословы с самых древних времен - «Наихудшие из людей – те, что превращают могилы в места поклонения» (Ахмад, Ибн Хиббан).
На кладбищах мусульманам нельзя устраивать праздники, так как еще пророк Мухаммад напутствовал: «Не совершайте на моей могиле никаких праздников» (Абу Дауд, Ахмад).
Нельзя ходить по местам захоронений и сидеть на могильных камнях. В одном из хадисов повествуется: «Ступать по обжигающим кожу углям или острию меча для меня было бы проще, чем наступить на могилу верующего» (Ибн Маджа).
На кладбищах запрещено справлять нужду в любом её виде. Пророк Мухаммад говорил: «Я не вижу разницы (по степени отвратительности) между человеком, справившим нужду на могиле и на рынке» (Ибн Маджа).
Мусульманам также не следует чрезмерно громко плакать и издавать громкие звуки, включая стенания. В одном хадисе упоминается: «Усопшего будет ждать наказание в могиле из-за громкого крика оплакивающих его» (Бухари).
И ни в коем случаем последователям ислама нельзя на кладбище совершать жертвоприношения, закалывать жертвенных животных, так как еще пророк Мухаммад утверждал: «Нет места курбану на кладбищах в исламе» (Абу Дауд, Ахмад).