Психологические проблемы при отказе от похорон
Эпидемия нового коронавируса идёт уже почти год, и пока что, как утверждают эксперты, неизвестно, когда она пойдет на спад – не говоря уже о том, что во многих странах под конец 2020 года наблюдается только рост числа заражений и смертей от COVID-19. Значительно ухудшает ситуацию и то, что должным образом похоронить и почтить память покойных становится тем сложнее, чем больше становится этих самых покойных: во многих странах вот уже больше полугода действуют крайне строгие карантинные меры в отношении погребений, церемоний прощания и иных обрядовых действий, доходя до полных запретов на религиозные службы. В этих условиях у многих людей пропадает возможность соблюсти традиционные ритуальные обряды, а в некоторых случаях даже оказывается невозможным присутствовать на похоронах или на кремации родственника. Психологи Гарвардского университета считают, что такое положение вещей может иметь долгосрочные негативные последствия для психического здоровья людей, – данному вопросу и будет посвящен наш материал.
Год локдауна
Карантинные меры, призванные сдержать распространение нового коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19), начались с ограничения транспортного сообщения с теми странами, которые были затронуты пандемией, но очень быстро пришли к экстремальным ограничения вроде принудительной самоизоляции (запрету выходить из дома без крайней необходимости), запрета публичных мероприятий, закрытия публичных заведений и т.д. Насколько оправданными и эффективными были все эти меры – об этом разные эксперты судят по-разному, однако эпидемиологическая ситуация во многих странах действительно пребывала на грани и без серьезных ограничений, вероятно, и впрямь было не обойтись: например, по ситуации на декабрь 2020 года, в США от нового коронавируса и вызванных им осложнений скончалось более 320 тысяч человек, в Бразилии – 187 тысяч, в Индии – 146 тысяч, в России – более 50 тысяч, и это еще при том, что из-за перегруженности медицинских учреждений статистика, как считается, далеко не полна. Подобные потери населения, близкие к военным, для многих западных стран стали беспрецедентными. И, как считают эксперты, ситуацию усугубляет тот факт, что с усилением карантинных мер население теряет способы традиционными способами проявлять скорбь и отправлять погребальные ритуалы.
Ограничения на религиозные и погребальные практики
В нашей стране карантинные ограничения в этой сфере преимущественно затронули церковные службы, а также доступ на кладбища: в частности, в 2020 году неоднократно во многих регионах вводились запреты на посещение кладбищ или ограничения на количество людей, которые могли присутствовать на похоронах. Эти ограничения, однако, можно считать довольно щадящими по сравнению, например, с испанскими: там во время весеннего локдауна родственники не присутствовали ни на одном из этапов погребения вообще – государственные службы забирали тело погибшего от нового коронавируса гражданина, везли его в крематорий, там тело в закрытом гробу отпевал священник соответствующей конфессии, после чего покойного сжигали, а затем хоронили – все это без присутствия кого бы то ни было из членов семьи. Родственникам о проведении всех этих мероприятий сообщали впоследствии и вручали документы на могильный участок, который они смогут посетить потом, когда карантин закончится.
Психологические последствия отказа от погребальных практик
Как отмечают психологи Гарвардского университета (США), пандемия очень сильно изменила всю ту часть жизни людей, которая связана с умиранием и со смертью близких, а также с последующими переживаниями их смерти. Достаточно будет сказать, что в нынешних условиях во многих странах у людей
- нет возможности быть со своими близкими в их последние часы (потому что они находятся в «красных зонах», то есть в отделениях ковидных госпиталей для особо тяжелых случаев);
- нет возможности посещать богослужения и молиться за выздоровление и выживание родных и друзей (потому что многие религиозные учреждения закрыты);
- нет возможности провести последние обряды над умирающим (причастие, исповедь) и покойным (омовение, отпевание);
- нет возможности присутствовать на похоронах/кремации;
- нет возможности впоследствии собираться с родными и друзьями для поминовения и для прочих ритуалов.
Как отмечает психолог Кристи Денкла из школы общественного здоровья при Гарвардском университете, психологические последствия всех этих ограничений мы сможем наблюдать лишь по прошествии нескольких лет. «Погребения и связанные с ними ритуалы имеют фундаментальную ценность для многих процессов в индивидуальной и коллективной жизни, – отмечает К. Денкла. – Эти практики крайне важны как способы выражения скорби и печали, они также важны как способ укрепления социальных связей между членами семьи и друзьями, для поддержания сетей взаимоподдержки. Для многих людей погребальные практики являются также неотъемлемой частью того, что они считают человечностью». Разумеется, в каждой культуре и в каждой религии эти практики будут существенно различаться, однако все они так или иначе предполагают личные встречи, общение лицом к лицу, иногда с участием большого количества людей. Неспособность людей поддерживать эти практики, с точки зрения психолога, может значительно усилить стресс от потери близких, снизить способность людей смиряться с утратой, а значит – ухудшить их способность возвращаться к нормальной жизни. Она отмечает, что способность своими глазами видеть тело покойного и попрощаться с ним для многих людей является фундаментально важной для того, чтобы примириться с потерей, осознать, что родной человек действительно покинул этот мир, и найти в себе силы, чтобы жить дальше. Теперь же, когда тела людей во многих странах отправляются в крематории сразу из красных зон больниц или пребывают в закрытых гробах из санитарных соображений, этот контакт между живыми и мертвыми теряется. Эксперты пока затрудняются сказать, как все эти ограничения скажутся на психическом здоровье людей в долгосрочной перспективе, однако не сомневаются, что если последствия и будут, то уж точно негативные.
В сложившихся условиях эксперты рекомендуют любыми способами компенсировать недостаток традиционных погребальных практик. Это подразумевает наблюдение похорон онлайн при невозможности личного посещения (в этом году огромное число погребальных служб – в том числе в нашей стране – запустило услуги такого рода), общение с родными и близкими посредством электронных средств связи и даже поминальные обряды онлайн – благо, современные средства связи позволяют людям, разделенным большими расстояниями, не только слышать, но и видеть друг друга с помощью веб-камер. Разумеется, эти технологии доступны не всем, но в этом случае, как указывает эксперт, любые альтернативы тоже будут лучше, чем ничего: для компенсации за отсутствие традиционных поминок и прощаний подойдут телефонные звонки, рукописные письма и любые другие – более традиционные – способы выражения соболезнования, которые не будут нарушать карантинных ограничений.