Психология горя: что о переживании утраты говорят ученые?
Любые вопросы, связанные с переживанием горя, не имеют простых ответов. Утрата любимого человека вызывает чувства эмоциональной и физической раздавленности, растерянности, потрясения и зачастую делит жизнь на «до» и после». Пережить горечь потери и смириться с уходом близкого бывает очень тяжело, и универсального способа это сделать – не существует. Горе – уникально. Оно зависит от взаимоотношений с умершим, обстоятельств его жизни и смерти, религии и культуры, к которым принадлежит скорбящий.
Тема утраты довольно мало изучена, но существует не одно исследование, проливающее свет на данную проблематику. Многим из них свойственно разделение горевания на стадии – к таковым, например, относится всем известная 5-ступенчатая модель Кюблер-Росс, – в то время как другие рассматривают его как систему параллельных процессов переживания утраты и восстановления душевного баланса. В этой статье мы рассмотрим основные теории горя и их эволюцию.
Эрих Линдеманн – патология горя
Немецко-американский психолог Эрих Линдеманн заслуженно считается одним из основоположников изучения горя и утраты. В 40-х гг. он провел исследование более 100 пациентов, потерявших близких в результате несчастного случая и опубликовал его результаты в Американском Психиатрическом Журнале. В своей статье «Клиника острого горя» (1944) он разделил горевание на «острое» или патологическое и «нормальное» в зависимости от его продолжительности, выраженности и поведенческих изменений. Психолог выделил 6 признаков горевания:
- Физическое страдание: постоянные вздохи, потеря сил, отсутствие аппетита;
- Изменение сознания: легкое чувство нереальности, эмоциональная «стенка, отделяющая скорбящего от окружающих, поглощенность образом умершего;
- Чувство вины: поиск в событиях, предшествующих смерти близкого, свидетельств того, что не сделал для умершего всё, что мог;
- Обвинение себя в невнимательности, преувеличение своих оплошностей и их значимости
- Враждебные реакции в отношении родных и близких;
- Поведенческие изменения: неусидчивость, торопливость, постоянные поиски какого-либо занятия, потеря интереса к чему бы то ни было.
Задача горевания, по Линдеманну, состоит в том, чтобы избавиться от психологической зависимости от умершего и адаптироваться к жизни, в котором нужно строить новые отношения. Основное препятствие на этом пути состоит в том, что, пытаясь избежать связанных с горем страданий, люди склонны подавлять свои эмоции, что наоборот затягивает процесс и приводит к развитию болезненных реакций.
Элизабет Кюблер-Росс – 5 стадий принятия смерти
Пятиступенчатая модель Элизабет Кюблер-Росс является, наверно, самой известной из всех существующих теорий горевания. На основе своего опыта работы со смертельно больными пациентами швейцарская ученая выделила 5 стадий принятия смерти, которые затем описала в книге "О смерти и умирании", опубликованной в 1969: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Каждой из этих 5 фаз была посвящена отдельная глава, подробно изучающая эти защитные механизмы психики. Помимо пяти основных, автор выделила 13 промежуточные состояния - первый шок, предварительное горе, надежду и т.д. Ее работа приобрела большую известность и положила начало широкому обсуждению горя в научном сообществе.
Хотя модель Кюблер-Росс описывает распространенные реакции на смерть и позволяет понять лежащие за ними механизмы, она неоднократно подвергалась значительной критике за излишнюю расплывчатость и линейность. Давая легкий ответ на очень непростой вопрос, теория представляет горевание как простую последовательность стадий, в то время как на практике они могут идти в различном порядке и накладываться друг на друга. По мнению некоторых психологов, формируя упрощенное представление о горе, модель может создать впечатление, что существует правильный и неправильный способ скорбеть, и причинить вред человеку, находящемуся в таком уязвимом состоянии.
Уильям Ворден – работа горя
В начале 90-х американский психолог Уильям Ворден предложил альтернативу поэтапной модели горевания, сформулировав серию из 4 задач, которые скорбящий должен выполнить для восстановления душевного равновесия. По мнению ученого, горевание – это не пассивный процесс, но работа, целью которой является возвращение пациента к нормальной жизни. Ее нельзя «пережить», но психолог может помочь с ней справиться
Четыре задачи горя не распределены в линейном порядке, и люди решают их по мере появления. Зачастую работа горя начинается с признания факта потери. Даже в случае ожидаемой смерти, подготовиться к потере любимого человека невозможно. На этом этапе скорбящий пытается как-бы «войти в контакт» с умершим: он «замечает» его в толпе, слышит его звук шагов, машинально набирает телефонный номер, чтобы позвонить и пр. Прежде всего скорбящему нужно признать факт утраты, осознать, что усопший ушел и никогда не вернется.
Вторая из задач, по Вордену, состоит в том, чтобы проработать боль утраты. Пытаясь защититься от сильных страданий, или под давлением своего окружения человек подсознательно давит в себе все чувства и эмоции, избегая любых мыслей о покойном. Такое поведение опасно тем, что эмоциональная боль может перерасти в психосоматическую и привести к развитию болезней или неврологических расстройств.
После утраты близкого человека, наша жизнь безвозвратно меняется, и чтобы вернуться к нормальной жизни, в этой реальности необходимо научиться жить. Поэтому следующей задачей Ворден называет постепенное приспособление к миру, где нет покойного. Эта задача работает с чувством беспомощности, которое возникает после утраты. Для ее успешного преодоления скорбящему следует осознать роль, которую умерший играл в его жизни, и попытаться восполнить потерю через новые навыки и освоение новых ролей.
Последняя, четвертая задача — это выстроить новое отношение к умершему и продолжить жить. Чтобы завершить работу горя, нужно позволить ему ослабнуть. Речь идет о том, что со временем боль потери должна смениться теплыми воспоминаниями, ностальгией, светлой грустью. Однако на преодоление этой задачи могут потребоваться годы.
Ворден считает, что нельзя определить конкретные сроки переживания утраты. По мнению ученого, существует несколько признаков того, что траур «проработан»: к человеку возвращается интерес к жизни, он начинает направлять большую часть сил не на преодоление боли, а вовне – к другим людям, жизненным событиям, получению новых впечатлений и пр. Скорбящий возвращается к полной жизни и больше не фиксируется на своей тоске – вместо этого он вспоминает об умершем со светлой грустью.