Родительские субботы Великого поста
Поминовение умерших является важной частью христианской культуры. В соответствии с евангельским каноном главнейшими заповедями, провозглашенными Иисусом Христом, являются наставления любить Бога и друг друга. Слова «возлюби ближнего, как самого себя» давно вышли за пределы христианских догматов и сегодня хорошо известны как последователям Христа, так и атеистам.
Эти слова распространяются не только на живых, но и на умерших. Согласно церковному учению, смерть не является окончанием жизни, но лишь концом земного пути: после физической смерти душа возвращается к Богу, который определяет ее дальнейшую судьбу. В зависимости от своих поступков при жизни она отправляется либо в рай, где пребывает в блаженстве, либо в ад, где претерпевает мучения вплоть до наступления Страшного суда. Именно на нем будет решена ее окончательная участь. Однако в загробной жизни человек теряет способность творить благие поступки и молиться, чтобы получить прощение за свои грехи, поэтому его единственной надеждой становятся живые. Только их молитвы могут помочь душе обрести облегчение или освобождение от мучений. Особенно в этом нуждаются те, кто скончался раньше положенного срока или погиб насильственной смертью. Молясь за спасение умерших, живые христиане таким образом выражают к ним свою безусловную и истинную любовь.
В православной церкви поминовение умерших традиционно является частью литургического богослужения, а также происходит почти каждую субботу. Однако существуют и специальные дни, когда молитвы возносятся не только за почивших близких и родственников, но за всех ушедших из жизни христиан от начала времен до наших дней. Такие дни называются родительскими субботами.
Вселенские и частные родительские субботы
Название «родительская» вероятно произошло от обычая называть всех своих предков «родителями». Существует, однако, и альтернативная версия. Многие христиане в первую очередь молятся за спасение своих родителей, которые подарили им жизнь, что дало поминальным дням это название.
Богословы выделяют вселенские и частные родительские субботы (или дни). Всецерковные панихиды проводятся перед началом Великого поста и после Пасхи: Мясопустная суббота отмечается за 10 дней до Чистого понедельника, а Троицкая – спустя 50 дней после Пасхи, которая закрывает Святую четыредесятницу. В соответствии с евангельским каноном к частным принадлежат 3 субботы: седьмицы светотворных постов (2-ая), крестопоклонной недели (3-ья) и недели Иоанна Лествичника.
Помимо этого, в православной традиции принято вспоминать умерших в церкви в праздник Радоницы (вторник спустя 2 недели после Пасхи), 9 мая и в субботу накануне дня памяти Димитрия Фессалоникийского 8 ноября.
Поминовение умерших во время Великого поста
Во время Святой четыредесятницы в церковном богослужении происходят изменения. В это время христиане возносят молитвы покаяния в честь смерти и воскрешения Иисуса Христа, и в будние дни полная литургия не проводится. В среду и пятницу вместо нее читается литургия Преждеосвященных даров. Ее отличительной особенностью является отсутствие евхаристического канона. В соответствии с христианским учением евхаристия – это таинство воссоединения в боге через Христа, ее воспринимают как радость и праздник, и великопостный евхаристический пост должен символизировать 40-дневный пост, который Иисус нес в пустыне за всех людей. В этой связи из литургии Преждеосвященных даров исключается проскомидия – первая часть традиционной литургии, во время которой священники освящают хлеб и вино для причастия, а также поминают всех живых и мертвых членов Церкви.
Вместе с этим в течение рабочей недели не проводятся и ежедневные молитвенные поминовения умерших: заупокойные ектении, панихиды и сорокоусты. Для того, чтобы христиане на том свете имели церковное представительство, во время Святой четыредесятницы были выделены 3 поминальные субботы для заупокойных молитв о спасении их душ.
Великопостные субботы – порядок богослужений. Литургия
Вечером в пятницу, на Всенощном бдении родительских суббот, в храмах служат великую панихиду по всем усопшим православным христианам, также называемую парастасом (от греческого «παράστᾰσις», что в переводе значит «стояние возле»). В отличие от сокращенной панихиды (заупокойной литии) парастас включает чтение «Непорочны» или псалома 118 и полный текст молебного канона к Пресвятой богородице («Воду прошед»).
На следующее утро в православных церквях совершается литургия Иоанна Крестителя – самая распространенная из 3 традиционных божественных литургий. Она делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Во время проскомидии на алтарь кладется пять просфор (пшеничный квасной хлеб округлой формы без каких-либо добавок), из которых специальным обоюдоострым ножом или копиём вынимаются небольшие частицы:
- Первая просфора называется агничной или Агнцем в честь Иисуса Христа. Из нее достается большая кубическая часть с верхней и нижней коркой и опускается на специальный литургический сосуд – дискос. После нее в потир наливают вино, смешанное с горячей водой.
- Вторая просфора посвящена Богородице и названа в ее честь. Частицу из богородичной просфоры кладут по правую сторону от Агнца.
- По числу ангельских чинов 9 частиц из третьей, девятичинной, просфоры помещают по левую сторону от агничной. Она посвящена памяти Иоанна Крестителя, а также всех пророков, апостолов, мучеников и святых. Поминается имя автора литургии – архиепископа Иоанна Златоуста.
- Из заздравной четвертой просфоры сперва вырезают две крупные частицы: одна в честь живущих представителей духовенства, а другая за страну, где проводится литургия. Затем из нее вынимаются маленькие частицы с поминовением живых. Они располагаются снизу от Агнца.
- Наконец частицы из заупокойной пятой просфоры, вырезанные в память ушедших на тот свет, кладутся на нижнюю часть дискоса.
Когда иерей вынимает частицы из 4 и 5 просфор, он зачитывает записки, поданные верующими перед началом литургии. Заупокойные записки можно подавать только за членов православной церкви, а при написании обязательно нужно использовать имя, данное умершему при крещении. Частные молитвы за некрещеных не запрещаются и даже поощряются церковью, однако Бескровная жертва евхаристии за них приноситься не может.
Одна из частей Агнца опускается в потир, остальные используются для причащения сначала священнослужителей, затем мирян. Остатки просфор после литургии верующие съедают или уносят домой. Просфора – это священный хлеб, поэтому выкидывать его или скармливать собакам строго запрещено.
Поминовение умерших обычно также совершается ближе к концу во время литургии верных. Интерцессия – ходатайственная молитва за все человечество и мир – начинается с тайных молитв в честь святых и апостолов, затем священнослужителей, всю церковь и страну, а в конце следуют молитвенные прошения за здравие всех живых и упокой умерших людей. Однако во время великопостных литургических богослужений все песнопения, тропари и стихиры посвящены памяти покойных.
После окончания литургии в родительские субботы читают общую панихиду.