Смерть на борту самолета
Ежедневно по всему миру самолеты совершают 120 тысяч полетов и перевозят примерно 12 миллионов пассажиров, а ежегодное количество воздушных путешественников превышает 4,5 миллиарда человек. Согласно мировой статистике, риск погибнуть на борту авиасудна составляет менее 0,0001%, что делает самолет самым безопасным транспортом в мире. Однако он не равен нулю. Хотя большая часть смертей приходится на авиакатастрофы, перегрузки и изменения давления оказывают негативное влияние на человеческий организм и при наличии факторов риска также могут привести к смерти. Так, например, из 9 млрд. пассажиров, путешествовавших на самолетах с 2008 по 2010гг., почти 12 тыс. пережили острое критическое состояние, а 36 человек – скончались.
От чего умирают пассажиры, что в этой ситуации предпринимает экипаж, и как себя вести, мы расскажем в этом материале.
Причины смертности
Большинство людей переносят авиаперелеты без последствий для здоровья. В соответствии с докладом Международной организации гражданской авиации за 2019 год, сегодня на 600 перелетов приходится одна экстренная ситуация, требующая медицинского вмешательства. Однако, как отмечают специалисты, любой перелет представляет определенный риск для организма человека. Атмосферное давление в салоне современных самолетов соответствует давлению на высоте около от 1800 - 2500 метров над уровнем моря, на которой в воздухе содержится меньше кислорода. Для здорового человека такое давление не представляет значительной опасности, но на путешественников, страдающих сердечно-сосудистыми или легочными заболеваниями, анемией и пр. условия в самолете могут оказать фатальное воздействие.
Проблемы с сосудами представляют особую угрозу для здоровья. Во время полета человек в течение продолжительного времени пребывает в сидячем положении, из-за чего в нижних конечностях увеличивается венозное давление, вены растягиваются, а ноги отекают из-за застоя крови. При хронических сосудистых заболеваниях кровоток в ногах может замедлиться до такой степени, что эритроциты слипнутся и образуют тромб. При подъеме с кресла, давление резко вырастет, что может привести к отрыву тромба, закупорке кровеносного сосуда и затем – смерти. Тромбообразование могут также вызвать любые состояния, повышающие вязкость крови: воспаления легких, острые инфекционные заболевания, восстановительный период после инфаркта миокарда или инсульта и т.д. Опасны и легочные заболевания: хронические бронхит, астма или недавно перенесенный туберкулез. Не рекомендуется летать людям с повышенным внутричерепным давлением, повреждениями среднего или внутреннего уха, сахарным диабетом или психиатрическими заболеваниями.
Аэрофобия как фактор риска
Нельзя не отметить, что существенным фактором для состояния человека является аэрофобия или боязнь перелетов. Большинство пассажиров волнуются во время полета, и это абсолютно естественно. Во время полета человек находится на высоте около 10 тысячи метров над уровнем моря в разреженной атмосфере в температуре -50º, и от свободного падения его отделяет всего несколько сантиметров обшивки. Страх может быть разной силы: от лёгкой тревоги на взлёте и посадке до настоящих приступов паники. Такой стресс может усугубить любое заболевание и спровоцировать острые сердечно-сосудистые состояния.
Экстренная медицинская помощь на самолете
Первейшую медицинскую помощь на борту самолета оказывают бортпроводники. В их подготовку входят курсы оказания первой помощи и правила поведения в чрезвычайной ситуации. Однако у бортпроводников нет профильного медицинского образования. Члены экипажа могут выяснить возможные причины ухудшения самочувствия, измерить пульс и температуру, предложить воду, лед и лекарства из аптечки: обезболивающее, успокоительное, антигистаминные таблетки, глазные и ушные капли, средства от насморка, изжоги или диареи, укачивания и пр. В состав аптечки также входит комплект первой помощи, маски, перчатки и антисептики. Тем не менее в случае неотложной ситуации эти средства едва ли могут спасти человеку жизнь.
На многих суднах присутствует и третья аптечка с инъекциями и медицинскими инструментами. Сложность заключается в том, что без присутствия медицинского специалиста вскрывать ее экипажу запрещено. Поэтому в подобной ситуации бортпроводники зачастую обращаются к пассажирам, чтобы привлечь к оказанию помощи врача, если он есть на борту. За рубежом многие авиалинии сотрудничают с медорганизациями, оказывающими круглосуточную помощь экипажам воздушных суден, однако в России такой практики нет.
Если состояние пассажира не удается стабилизировать, капитан связывается с ближайшим аэропортом, чтобы выяснить, возможно ли совершить посадку для оказания пациенту экстренной помощи.
Действия экипажа в случае смерти пассажира на борту самолета
Правила действий в случае смерти пассажира на борту могут различаться в зависимости от авиакомпании и обстоятельств смерти, но в целом следуют одной и той же логике. В 2016 году Международная ассоциация воздушного транспорта сформулировала ее в кратком руководстве для пилотов и бортпроводников. В соответствии с инструкцией, экипаж должен:
- Немедленно сообщить о происшествии капитану. Капитан обязан затем передать эту информацию диспетчерам в аэропорт назначения, чтобы по прилету передать тело соответствующим властям;
- Посадить умершего на место поодаль от остальных пассажиров (например, в ряд пустых сидений или свободное место первого класса) или, если такой возможности нет, оставить в собственном кресле, зафиксировав тело ремнями;
- Поместить труп в мешок для тела, если таковой есть на борту самолета, или прикрыть его тело пледом;
- По прибытию в пункт назначения первым делом высадить других пассажиров. Если в самолете присутствуют члены семьи, им нужно оставаться рядом с покойным, пока на место не прибудут экстренные службы и не заберут тело.
Распространено заблуждение, согласно которому мертвых пассажиров бортпроводники под ключ запирают в туалетах, однако многочисленные интервью с экипажами самых разных авиакомпаний могут опровергнуть эту теорию. Тем не менее попытки скрыть смерть от других пассажиров действительно не редки: так, по признанию членов экипажа авиакомпании British Airways, в такой ситуации они раньше старались усадить тело таким образом, чтобы человек казался спящим. Иногда для реалистичности ему на лицо надевали маску для сна, а на столик ставили стакан с водой или соком.