Смерть в плавании

1859
Время прочтения статьи - 10 минут 40 секунд

Море всегда было овеяно неким ореолом романтики. Неисчислимое количество романов, стихов, картин и музыкальных произведений, посвящены прекрасной и непредсказуемой натуре морских просторов, борьбе человека с первозданной природой и приключениям отважных мореплавателей. Развитие морского транспорта позволило человеку покорить не только моря, но и океаны, и сегодня морские путешествия из рискованной авантюры превратились в приятное времяпровождение. Однако, к сожалению, несмотря на все технические и научные достижения, несчастные случаи на море – явление все еще распространенное. Ежегодно тысячи моряков, рыбаков и туристов покидают берег, чтобы вернуться на него в свинцовом гробу.

Хотя конкретные правила, регулирующие действия экипажа в случае смерти моряка или пассажира на борту корабля, могут различаться в зависимости от государства и компании-перевозчика, на подавляющем большинстве судов в таких ситуациях принято следовать международным рекомендациям ВОЗ по судовой медицине. Международное руководство по судовой медицине объясняет корабельным медикам, как диагностировать, лечить и предупреждать болезни в плавании, а также что делать, если человек скончался на борту корабля. Этот документ непременно присутствует на каждом морском судне, которое ходит под флагом одной из 187 стран-членов Международной организации труда, в том числе России, и является общепризнанным стандартом в области судовой медицины.

Признаки смерти

В соответствии с данной инструкцией, первым делом корабельный врач или капитан должны подтвердить факт смерти усопшего в присутствии как минимум двоих свидетелей. Чтобы помочь морякам, не имеющим медицинского образования, определить, является ли человек мертвым или же находится в критическом состоянии, в руководстве приведены ранние и поздние признаки смерти, а также ложные симптомы, которые можно за них принять. Например, одним из показателей остановки мозговой деятельности является отсутствие реакции зрачков на свет – однако то же может наблюдаться у людей, пострадавших от удара молнии. В то же время мертвенная бледность может быть вызвана не остановкой сердца и прекращением циркуляции крови, а сильным переохлаждением. В таким случаях эксперты ВОЗ рекомендуют дождаться поздних проявлений смерти: окоченения мышц, появления трупных пятен, помутнения роговицы и признаков разложения.

Обследование трупа

После того, как компетентное лицо подтвердило факт смерти усопшего, капитан организует расследование обстоятельств его гибели. Это включает в себя обследование трупа и документацию любых обнаруженных травм, ранений или признаков болезней (кожной сыпи, фурункулов и пр.), чтобы определить характер смерти умершего. Если причин предполагать, что покойный человек скончался в результате травмы, несчастного случая или насильственных действий, у нет, то после поверхностного осмотра тело упаковывают в специальный мешок и помещают в холодильную камеру или ванну с большим количеством льда.

В соответствии с международным и российским законодательствами, капитан судна затем обязан доставить тело в ближайший порт. Только в исключительных случаях допускается провести погребение в море: например, корабль находится далеко от порта, а сохранение трупа на борту чревато распространением инфекции. Чтобы подтвердить такую опасность, следует обратиться за медицинской консультацией к корабельному врачу или по радиосвязи к медэкспертам на суше и записать полученный ответ в рапорт. В случае, если личность мертвеца неизвестна, в рапорт необходимо также внести все приметы, которые могли бы помочь его опознать: цвет кожи, глаз, волос, состояние зубов, шрамы и пр.

Необычные или неизвестные обстоятельства смерти требуют от капитана соблюдения специального протокола действий. Во-первых, в таком случае международные нормы обязывают сохранить тело умершего для судебно-медицинского вскрытия – в противном случае, даже при рекомендации медиков предать его морю, правоохранительные органы могут заподозрить его в сокрытии преступления и завести уголовное дело. Во-вторых, от экипажа требуется провести тщательный осмотр тела и документацию не только обнаруженных травм и ранений, но также места смерти до и после того, как был убран труп. Особое внимание следует уделить поиску пулевых и ножевых ранений, переломов костей и признаков болезней. При возможности обязательно следует все сфотографировать.

Обращение с телом

Чтобы сохранить тело умершего человека для доставки на родину, ВОЗ рекомендует в первую очередь вымыть и высушить труп за исключением случая, если его надлежит передать судмедэкспертам. Покойного следует привести в достойное состояние: расчесать волосы, распрямить его конечности и перевязать лодыжки ног. После этого с помощью пинцета в прямую кишку нужно ввести большой кусок ваты, и дренировать мочевой пузырь катетером. Вату также необходимо вставить в ноздри и рот.

После всех вышеприведенных процедур, мертвеца следует упаковать в непромокаемый мешок и поместить в холодильную камеру, ванну со льдом или прохладное и хорошо проветриваемое помещение.

Личные вещи покойника

Ответственность за сохранность личных вещей умершего в море несет капитан судна. После подтверждения факта смерти он обязан составить перечень всех предметов одежды, документов и прочего имущества покойника. Одежду следует снимать аккуратно, не разрезая и не разрывая ткань. Мокрые предметы необходимо высушить и упаковать в запечатанный полиэтиленовый пакет. Все эти действия нужно провести в присутствии свидетелей, а по завершении процедуры – получить их подпись. По прибытию капитан должен передать перечень и все личные вещи усопшего полиции или ответственным органам власти в ближайшем порту.

Похороны в море

Погребение в море – крайняя мера, к которой допускается прибегать только в некоторых случаях:

  • У экипажа корабля нет оснований подозревать насильственный характер смерть, а доставить тело в порт невозможно;
  • Хранение тела на борту создает опасность здоровью и жизням экипажу и пассажирам;
  • Родственники усопшего сами настаивают на том, чтобы тело умершего предали морю.

В первую очередь покойного необходимо подготовить к похоронам: распрямить конечности, расчесать волосы и вымыть лицо, зафиксировать нижнюю челюсть бинтом и связать лодыжки веревкой. После этого его заворачивают в кусок парусины длиной и шириной около 4,5 метров и зашивают. В случае, если на борту корабля парусины нет, ее можно заменить другим прочным материалом. В ткани затем делают несколько отверстий, чтобы образующиеся при разложении тела, газы могли выйти из савана с мертвецом, а тело не всплыло на поверхность.

Во время похоронной церемонии зашитое в саван тело умершего человека кладут на помост, один конец которого опирается на борт корабля, а другой лежит на строительных козлах. С помощью специальных брусков его закрепляют таким образом, чтобы, он не рухнул вместе с ним, когда покойника будут сбрасывать в море. После этого к помосту привязывают корабельный флаг, которым затем закрывают усопшего. Экипаж судна должен принять все усилия, чтобы обеспечить умершему похороны в соответствии с его верой. После отправления погребальных обрядов, капитан, руководящий церемонией, подает знак своим подчиненным, чтобы они подняли внутренний край помоста, позволяя телу соскользнуть в море.

Точное время и координаты проведения похорон капитан при первой возможности должен сообщить родственникам усопшего. Руководство также обязывает его по требованию родных передать им вместе с личными вещами покойника флаг, который был использован при его погребении.

Возвращение умершего в плавании на родину

Порядок действий для репатриации останков умершего человека на родину зависят от того, находился ли он на судне во время плавания в качестве пассажира или же служил на нем. В первом случае возвращение будет осуществляться по законам страны, куда корабль доставил его тело, силами дипмиссии страны, гражданином которой являлся покойный, его страховой компании (если оформлен страховой полис) и заинтересованными в транспортировке лицами. В случае, если же моряк работал на судне, где произошла его смерть, то порядок и правила транспортировки тела домой будут определяться его трудовым договором и законодательством страны, под флагом которой ходит корабль. Если смерть произошла в результате несчастного случая или по вине работодателя, судовладелец также должен будет выплатить его родственникам компенсацию в размере, установленным договором.

В России этот вопрос регулирует Кодекс торгового мореплавания РФ. Помимо всего прочего, КТМ возлагает ответственность за доставку тела моряка или его погребение на капитана судна, где он служил.

23 октября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок