Смерть в плавании
Море всегда было овеяно неким ореолом романтики. Неисчислимое количество романов, стихов, картин и музыкальных произведений, посвящены прекрасной и непредсказуемой натуре морских просторов, борьбе человека с первозданной природой и приключениям отважных мореплавателей. Развитие морского транспорта позволило человеку покорить не только моря, но и океаны, и сегодня морские путешествия из рискованной авантюры превратились в приятное времяпровождение. Однако, к сожалению, несмотря на все технические и научные достижения, несчастные случаи на море – явление все еще распространенное. Ежегодно тысячи моряков, рыбаков и туристов покидают берег, чтобы вернуться на него в свинцовом гробу.
Хотя конкретные правила, регулирующие действия экипажа в случае смерти моряка или пассажира на борту корабля, могут различаться в зависимости от государства и компании-перевозчика, на подавляющем большинстве судов в таких ситуациях принято следовать международным рекомендациям ВОЗ по судовой медицине. Международное руководство по судовой медицине объясняет корабельным медикам, как диагностировать, лечить и предупреждать болезни в плавании, а также что делать, если человек скончался на борту корабля. Этот документ непременно присутствует на каждом морском судне, которое ходит под флагом одной из 187 стран-членов Международной организации труда, в том числе России, и является общепризнанным стандартом в области судовой медицины.
Признаки смерти
В соответствии с данной инструкцией, первым делом корабельный врач или капитан должны подтвердить факт смерти усопшего в присутствии как минимум двоих свидетелей. Чтобы помочь морякам, не имеющим медицинского образования, определить, является ли человек мертвым или же находится в критическом состоянии, в руководстве приведены ранние и поздние признаки смерти, а также ложные симптомы, которые можно за них принять. Например, одним из показателей остановки мозговой деятельности является отсутствие реакции зрачков на свет – однако то же может наблюдаться у людей, пострадавших от удара молнии. В то же время мертвенная бледность может быть вызвана не остановкой сердца и прекращением циркуляции крови, а сильным переохлаждением. В таким случаях эксперты ВОЗ рекомендуют дождаться поздних проявлений смерти: окоченения мышц, появления трупных пятен, помутнения роговицы и признаков разложения.
Обследование трупа
После того, как компетентное лицо подтвердило факт смерти усопшего, капитан организует расследование обстоятельств его гибели. Это включает в себя обследование трупа и документацию любых обнаруженных травм, ранений или признаков болезней (кожной сыпи, фурункулов и пр.), чтобы определить характер смерти умершего. Если причин предполагать, что покойный человек скончался в результате травмы, несчастного случая или насильственных действий, у нет, то после поверхностного осмотра тело упаковывают в специальный мешок и помещают в холодильную камеру или ванну с большим количеством льда.
В соответствии с международным и российским законодательствами, капитан судна затем обязан доставить тело в ближайший порт. Только в исключительных случаях допускается провести погребение в море: например, корабль находится далеко от порта, а сохранение трупа на борту чревато распространением инфекции. Чтобы подтвердить такую опасность, следует обратиться за медицинской консультацией к корабельному врачу или по радиосвязи к медэкспертам на суше и записать полученный ответ в рапорт. В случае, если личность мертвеца неизвестна, в рапорт необходимо также внести все приметы, которые могли бы помочь его опознать: цвет кожи, глаз, волос, состояние зубов, шрамы и пр.
Необычные или неизвестные обстоятельства смерти требуют от капитана соблюдения специального протокола действий. Во-первых, в таком случае международные нормы обязывают сохранить тело умершего для судебно-медицинского вскрытия – в противном случае, даже при рекомендации медиков предать его морю, правоохранительные органы могут заподозрить его в сокрытии преступления и завести уголовное дело. Во-вторых, от экипажа требуется провести тщательный осмотр тела и документацию не только обнаруженных травм и ранений, но также места смерти до и после того, как был убран труп. Особое внимание следует уделить поиску пулевых и ножевых ранений, переломов костей и признаков болезней. При возможности обязательно следует все сфотографировать.
Обращение с телом
Чтобы сохранить тело умершего человека для доставки на родину, ВОЗ рекомендует в первую очередь вымыть и высушить труп за исключением случая, если его надлежит передать судмедэкспертам. Покойного следует привести в достойное состояние: расчесать волосы, распрямить его конечности и перевязать лодыжки ног. После этого с помощью пинцета в прямую кишку нужно ввести большой кусок ваты, и дренировать мочевой пузырь катетером. Вату также необходимо вставить в ноздри и рот.
После всех вышеприведенных процедур, мертвеца следует упаковать в непромокаемый мешок и поместить в холодильную камеру, ванну со льдом или прохладное и хорошо проветриваемое помещение.
Личные вещи покойника
Ответственность за сохранность личных вещей умершего в море несет капитан судна. После подтверждения факта смерти он обязан составить перечень всех предметов одежды, документов и прочего имущества покойника. Одежду следует снимать аккуратно, не разрезая и не разрывая ткань. Мокрые предметы необходимо высушить и упаковать в запечатанный полиэтиленовый пакет. Все эти действия нужно провести в присутствии свидетелей, а по завершении процедуры – получить их подпись. По прибытию капитан должен передать перечень и все личные вещи усопшего полиции или ответственным органам власти в ближайшем порту.
Похороны в море
Погребение в море – крайняя мера, к которой допускается прибегать только в некоторых случаях:
- У экипажа корабля нет оснований подозревать насильственный характер смерть, а доставить тело в порт невозможно;
- Хранение тела на борту создает опасность здоровью и жизням экипажу и пассажирам;
- Родственники усопшего сами настаивают на том, чтобы тело умершего предали морю.
В первую очередь покойного необходимо подготовить к похоронам: распрямить конечности, расчесать волосы и вымыть лицо, зафиксировать нижнюю челюсть бинтом и связать лодыжки веревкой. После этого его заворачивают в кусок парусины длиной и шириной около 4,5 метров и зашивают. В случае, если на борту корабля парусины нет, ее можно заменить другим прочным материалом. В ткани затем делают несколько отверстий, чтобы образующиеся при разложении тела, газы могли выйти из савана с мертвецом, а тело не всплыло на поверхность.
Во время похоронной церемонии зашитое в саван тело умершего человека кладут на помост, один конец которого опирается на борт корабля, а другой лежит на строительных козлах. С помощью специальных брусков его закрепляют таким образом, чтобы, он не рухнул вместе с ним, когда покойника будут сбрасывать в море. После этого к помосту привязывают корабельный флаг, которым затем закрывают усопшего. Экипаж судна должен принять все усилия, чтобы обеспечить умершему похороны в соответствии с его верой. После отправления погребальных обрядов, капитан, руководящий церемонией, подает знак своим подчиненным, чтобы они подняли внутренний край помоста, позволяя телу соскользнуть в море.
Точное время и координаты проведения похорон капитан при первой возможности должен сообщить родственникам усопшего. Руководство также обязывает его по требованию родных передать им вместе с личными вещами покойника флаг, который был использован при его погребении.
Возвращение умершего в плавании на родину
Порядок действий для репатриации останков умершего человека на родину зависят от того, находился ли он на судне во время плавания в качестве пассажира или же служил на нем. В первом случае возвращение будет осуществляться по законам страны, куда корабль доставил его тело, силами дипмиссии страны, гражданином которой являлся покойный, его страховой компании (если оформлен страховой полис) и заинтересованными в транспортировке лицами. В случае, если же моряк работал на судне, где произошла его смерть, то порядок и правила транспортировки тела домой будут определяться его трудовым договором и законодательством страны, под флагом которой ходит корабль. Если смерть произошла в результате несчастного случая или по вине работодателя, судовладелец также должен будет выплатить его родственникам компенсацию в размере, установленным договором.
В России этот вопрос регулирует Кодекс торгового мореплавания РФ. Помимо всего прочего, КТМ возлагает ответственность за доставку тела моряка или его погребение на капитана судна, где он служил.