Современные погребальные дары
Погребальным инвентарем или погребальными дарами чаще всего занимаются археологи и антропологи и, как можно догадаться, они занимаются погребальными дарами глубокой древности, пытаясь с помощью уложенных в захоронение вещей понять культурную и религиозную принадлежность покойного, его социальный статус, степень технологического развития его общества и многое другое. Тем не менее, сами по себе погребальные дары вовсе не являются только лишь артефактами глубокой старины: они активно возлагаются в гробы и по сей день, причем, как кажется, почти в любой стране мира. Разумеется, их состав и количество сильно зависят от региона, от достатка и от религиозности (иногда – суеверности) семьи покойного, однако не будет большим преувеличением сказать, что погребальные дары сегодня – абсолютно нормализованная часть любых погребальных практик где угодно. Погребальным дарам в современном мире и будет посвящен наш материал.
Одежда
Мало кто задумывается об этом, но одежда, в которую мы обряжаем покойных, считается погребальным даром. Иногда покойных обряжают в их любимую одежду, иногда погребальным одеянием становится то одеяние, о котором покойный просил при жизни, иногда для похорон специально покупают особую погребальную одежду. Так или иначе, очевидно, что все эти вещи отнюдь не являются необходимыми, а во многих культурах их вид строго регламентирован религиозными и иными нормами. В западных странах, включая Россию, мертвых чаще всего хоронят в костюмах-двойках или платьях, если эта одежда приобретается на заказ, или в той одежде, в которой покойный при жизни изъявлял желание быть погребенным.
Очки
Исследовательница Шейла Харпер из Университета Ливерпуля отмечает, что во многих странах популярным погребальным даром являются очки. Иногда очки надевают на покойного, иногда их (в футляре или без) просто кладут в гроб. Примечательно, что иногда люди даже покупают новые очки специально для погребения, при этом оставляя старые очки покойного на память. Информанты, которые предпочитают включать очки в число погребальных даров, говорят, главным образом, что в очках покойные большие похожи “на себя в жизни”, что легко понять: если человек много десятилетий ходил в очках, то они становятся неотъемлемой частью его имиджа, многие знакомые уже могут даже не узнать этих людей без очков. Логично, что на похоронах скорбящим хочется видеть в покойном знакомого человека вопреки всему, поэтому многие и прибегают к тому, чтобы хоронить человека в очках (некоторые же оставляют очки на покойным только на время публичного прощания, после чего снимают их). Что же касается тех случаев, когда очки просто подкладываются в футляре в гроб покойного, то здесь мы можем видеть даже более чистый пример погребального дара в самом древнем смысле этого слова: аналогичным образом наши далекие предки подкладывали в захоронения своих усопших их орудия труда и личные вещи, чтобы они смогли воспользоваться ими в мире мертвых. Впрочем, нам нет нужды приписывать современным людям подобную суеверность, и в действительности подобный шаг может оказаться куда прагматичнее, чем кажется: личные вещи мертвых зачастую стремятся так или иначе удалить из дома, и если одежду еще можно раздать или продать, то с очками это вряд ли возможно. Похороны человека в его очках, таким образом, могут быть способом куда-то “пристроить” очки, которым больше нет места в доме.
Фотографии
Нередкими дарами в гробах становятся и фотографии. На фотографиях, как правило, изображается сам покойный на разных стадиях своей жизни, в разных обстоятельствах, однако также в гроб к покойному могут подкладываться фотографии его родственников: супруга, детей, внуков, групповые семейные фотографии. Как правило, фотографии оставляют в гробах при их закрытии. Иногда, впрочем, фотографии изымаются после панихиды перед погребением: например, в тех случаях, когда эти фотографии – старые, редкие, существующие в единичных экземплярах.
Украшения
Очень популярными погребальными дарам являются кольца, серьги, браслеты, медали, броши, запонки, булавки, ожерелья и прочие украшения, причем как бижутерия, так и драгоценности. Причем, опять же, далеко не всегда это украшения, которые покойный носил при жизни: исследователи описывают случаи, когда родственники покойных покупали дорогие украшения специально для того, чтобы уложить их в гробы. Иногда они оправдывали это тем, что “он очень хотел эту вещь”, однако у них долгое время не хватало средств, чтобы её приобрести, или же сам покойный не делал этого из соображений экономии. В некоторых случаях украшения надевают на мертвых на время панихиды, однако затем изымают из гробов непосредственно перед погребением под землю или перед кремацией. У этого действия может быть несколько мотивировок. Во-первых, не всем захочется закапывать под землю дорогую вещь, которая вполне могла бы служить напоминанием о покойном, а во-вторых, хоронить драгоценности опасно, так как в этом случае могила может стать целью расхитителей. Также в ряде случаев люди поступали следующим образом: на время панихиды водружали золотые цепи и прочие ювелирные украшения на тела покойных, снимали их перед кремацией, а затем подкладывали их в урны с прахом или хранили их рядом с этими урнами. Аналогичным образом, когда умирают женихи и невесты, иногда на время панихиды им на пальцы надевают бриллиантовые свадебные кольца, однако после церемонии перед непосредственно погребением заменяют эти кольца на «обручальные» ленточки или более простые кольца – все из тех же опасений, что могила подвергнется расхищению.
Письма
Также в гробы часто кладут письма и открытки. Причем чаще всего, что примечательно, эти письма и открытки адресованы самому умершему и написаны уже после его смерти, а не являются его личной корреспонденцией. Как правило, эти письма и открытки не зачитываются, и их содержание остается в секрете для всех остальных участников похорон, оставаясь делом сугубо между адресатом и адресантом. Как сообщают исследователям информанты, в своих письмах они приносят извинения перед умершими за те вещи, за которые не успели извиниться при жизни, просят разрешения сделать что-то или же просто рассказывают о том, как идет их жизнь и какие события в ней произошло с тех пор, что планируется делать дальше и так далее.
Предметы культа
Разумеется, в гробы также в больших количествах помещаются всякого рода предметы культа. В православной традиции это могут быть распятия, иконы и т.д. Впрочем, здесь сильные различия могут наблюдаться как между христианскими деноминациями, так и в пределах одной и той же деноминации. Например, среди православных существует такие, которые считают нормальным погребение покойных вместе с иконами, распятиями и прочей религиозной атрибутикой, а есть и такие, которые считают это абсолютно недопустимым, а потому изымают религиозную атрибутику из гробов перед их закрытием; многочисленны и те люди, которые не имеют прочного мнения на этот счет и полагаются в данном вопросе на слова руководящего церемонией священника или же на советы родных.