Сравнение похорон в России и мире
Сопоставлять сложность и стоимость похорон в разных странах гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В дело вступает множество оговорок: существуют ли в этих странах государственные субсидии и пособия на погребение, каково соотношение стоимости похорон к средней зарплате, каково социальное давление на семьи покойных в вопросе престижа похорон и т.д. Приведённые в этом тексте данные ни в коем случае не являются объективным рейтингом самых дорогих и самых дешевых, самых простых и самых зарегулированных похорон в мире, но, тем не менее, они позволяют сопоставить ситуации в разных концах земного шара и, таким образом, лучше понять ситуацию в своей собственной.
Насколько дороги похороны в России относительно европейских и других стран?
Минимальная стоимость похорон в России – одна из самых низких в Европе и в абсолютном выражении, и в относительном – если считать её относительно средней зарплаты и уровня жизни. Рекордсменами здесь являются Германия и Швейцария, где средняя стоимость похорон находится в районе 6000-8000 тысяч евро. Стоимость средних похорон находится в России в районе 40-60 тысяч рублей, при этом средняя месячная зарплата находится в районе 43 тысяч рублей, а медианная по итогам 2019 составила около 34 тысяч рублей. Это означает, что в среднем Россияне тратят на похороны около одного-двух месячных доходов одного члена семьи. Безусловно, это всё ещё тяжелая ноша и в более развитых странах, не находящихся в данный момент в тяжелом экономическом кризисе, похороны становятся гораздо меньшим бременем. Однако относительно многих других стран – особенно неевропейских – ситуация в России вполне сносная: достаточно будет сказать, что в нашей стране проблема многолетних долгов за похороны, с которыми семьи потом расплачиваются несколько поколений, не является массовой – как это есть, например, во многих странах Юго-Восточной Азии.
Этот результат является следствием нескольких факторов. Во-первых, Российская Федерация предоставляет пособия на погребение (причем в столице они выше, чем в других регионах). Во-вторых, в нашей стране существуют социальные похороны, которые гражданин может получит взамен пособия: в этом случае похороны с минимальным набором услуг обеспечиваются целиком за счет государства. Безусловно, не в каждом регионе данный механизм работает исправно и полностью семью от хлопот эта мера ни в коем случае не избавляет, однако данный вариант является хорошим выходом для малоимущих граждан.
Также нельзя недооценивать относительно малый объем социального давления в секулярных российских семьях относительно вопроса похорон. В этом смысле Россия находится примерно на одном уровне с другими странами Европы. Именно стремление соблюсти минимальные религиозные обряды (или «приличия» в случае с нерелигиозными семьями) и предоставить ушедшему родственнику более достойное погребение, нежели просто погружение тела в землю, поднимает цену средних похорон до отметки 40-60 тысяч, а не, скажем, 25 000, где она вполне могла бы находиться. В большинстве российских регионов не существует связанных с похоронами фундаментальных представлений о престиже семьи и повышенной социальной ответственности. В то же время во многих азиатских странах показать достаток семьи с помощью похорон настолько важно, что его многократно преувеличивают, а если нечего преувеличивать - то подделывают. Ради этого семьи приносят в жертву всё: деньги, отложенные на образование детей, недвижимость, автомобили и свадьбы, а также берут кредиты на много десятков лет. Россия же в этом вопросе движется в фарватере большинства западных государств: похороны в нашей стране – важный социальный ритуал, однако они не заставляют людей приносить в жертву будущее живых ради покоя мертвых.
Насколько сильно религия влияет на стоимость похорон?
На этот вопрос есть два ответа. Если сопоставлять страны, исторически исповедовавшие различные религии, то разница будет огромна в виду того, что религиозные институты, веками бывшие ответственными за отправление погребальных практик, за годы своего владычества сформировали не только обычаи, но и похоронную инфраструктуру, на которую вынуждены опираться и нынешние поколения. Простой пример: во многих буддийских странах – например, в Таиланде или Камбодже – почти всей похоронной инфраструктурой владеют ваты – буддийские храмовые комплексы. Их доминирование в культурной среде за века не только обусловило то, что основным способом погребения в этих странах является кремация, а альтернативы – редки и дороги, но и то, что ватам фактически принадлежит или подчиняется всё то, что необходимо семье для осуществления похорон. Они владеют площадями, которые сдаются в аренду в качестве залов прощания, они предоставляют персонал для проведения церемоний и место для сожжения, они занимаются закупками топлива, организацией кейтеринга и т.д. А ритуальные агентства в этих условиях играют роль не более чем посредников между клиентом и ватом – сами они ничем не владеют. Очевидно, что в данном случае религия и религиозные организации владеют похоронной сферой почти безраздельно и могут устанавливать в ней любые правила, что абсолютно не так в мусульманских странах, даже тех, где религия не отделена от государства. В большинстве исламских стран помещения для поминок можно взять в аренду где угодно, кладбища бывают государственными либо принадлежащими мечетям, необходимую атрибутику можно взять в аренду у многих собственников и т.д.
Но можно подойти к этому вопросу с иного конца и сравнить, насколько сильно отличается стоимость похорон для представителей разных религий в рамках одного региона одной страны: например, насколько дороже или дешевле обойдутся похороны христианину или мусульманину в Казахстане? Как показывает статистика, разница будет пренебрежимо малой, несмотря на то, что многие аспекты церемонии различаются кардинально – причем такая же ситуация наблюдается не только в странах СНГ, но и во многих других. Таким образом, в большинстве стран, где сосуществуют представители разных религий, основным фактором, влияющим на стоимость похорон, оказывается всё-таки не тип религиозного обряда, а экономическая ситуация в стране и степень развитости её похоронной инфраструктуры. Касательно Средней Азии следует сделать лишь небольшое уточнение: несмотря на то, что минимальная стоимость похорон для христиан и для мусульман там будет примерно равной, средняя стоимость исламских похорон будет выше за счет обычая созывать десятки (а иногда – больше сотни) гостей на поминки. Если же отделить поминки от непосредственно погребения, то ситуация выравнивается.
Экология
В том, что касается «зеленых» похорон, в последнее десятилетие наблюдался настоящий бум инноваций и популярности, что связано, во-первых, с экологическими соображениями, а во-вторых, с сугубо прагматическими соображениями касательно экономии пространства. Первые зеленые кладбища, где останки людей удобряют корни будущих парков или даже лесов, появились в Северной Америке и Европе, однако в начавшемся десятилетии в лидеры по озеленению похоронного дела намерен вырваться Китай. Там ввиду крайнего дефицита кладбищенских пространств и ужасных экологических проблем государство ведёт беспрецедентных масштабов кампанию по внедрению зеленых кладбищ и эко-похорон, причем выражается это не только в организации таковых кладбищ за средства казны, но и в репрессивных мерах в отношении тех, кто вопреки директивам правительства продолжает закапывать мертвых в землю. Достаточно будет сказать, что за последние годы в СМИ многократно просачивалась информация о том, что полиция ломает гробы и выкидывает из них мертвых в ходе карательных акций против тех, кто полулегально или нелегально пытается организовать традиционное подземное погребение.