Организация похорон в Москве и МО
Заказ консультации
Московская городская ритуальная служба
8 (495) 100-0-100
Круглосуточно
+7 (495) 100-0-100

Как одно ритуальное агентство смогло изменить похоронную отрасль Китая

27 июля 2017

История китайского похоронного агентства “Другая сторона” – это история того, как одна компания смогла изменить и облагородить рынок ритуальных услуг целой страны. До сих пор ритуальные услуги в Китае - это область пересечения государственного сектора и теневого рынка, что приводит к коррупции и неоправданно высоким ценам. Пекинец Ван Дань, основатель и глава ритуального бюро “Другая сторона”, смог трансформировать своей интерес к технологиям в бизнес-идею, которая стала основой рынка ритуальных услуг в Китае.

История Вана начинается с личной трагедии. Пять лет назад у матери Вана диагностировали рак, и вскоре врачи порекомендовали начать подготовку к похоронам. Ван сразу же столкнулся с трудностями. Представители городского кладбища отказались обсуждать вопрос похорон, так как женщина была еще жива. Владелец магазина ритуальных услуг, куда следом обратился Ван, сразу же потребовал внести аванс суммой в $460 и даже не потрудился объяснить, на что пойдут деньги.

Ван Дань и Сюй И

Ван Дань слева, справа Сюй И слева. Фото: sl.china.com

Ситуация была крайне удручающей. Стоимость квадратного метра могильного участка на ряде кладбищ и сейчас достигает $54000. На похороны зачастую уходит порядка $12000, что выше среднегодового дохода обычного пекинца. Кроме того, в Китае существует целая коррупционная цепочка, в которой скорая помощь продает тела умерших моргам, морги – крематориям, а крематории – кладбищам. Из-за большой численности населения, каждый год в столице страны умирает более ста тысяч человек, и смертность все возрастает – что ведет к росту коррупции. Даже в интернет-жаргоне Китая в обиход вошли такие выражения как sibuqi (слишком бедный, чтобы умереть) и fennu (раб могилы).

Столкновение с рынком похоронных услуг стало для Вана шоком. Вскоре он связался со своим другом Сюй И, вместе они решили создать компанию, которая будет предоставлять качественные услуги людям, столкнувшимся с трагедией. Подготовка к созданию своего ритуального агентства заняла у них несколько месяцев. В течение этого времени начинающие бизнесмены ходили по моргам и погостам, узнавали цены, оценивали спрос, наблюдали за церемонией похорон.

Создание ритуального агентства оказалось сопряжено и с юридическими трудностями – китайское законодательство позволяет создать только небольшой магазин похоронных услуг. Поэтому Ван и Сюй приняли решение реализовать свой проект онлайн, создав первое в Китае сетевое похоронное агентство. Начало оказалось чрезвычайно сложным – при заказе товаров начинающие бизнесмены то и дело сталкивались с мошенничеством со стороны посредников. Статуэтки приходили разбитыми, грузы с одеждой - наполовину пустыми, а урны для праха доставляли без крышек. Ван и Сюй решили закупать товары прямо у производителей – в небольших семейных магазинчиках в сельской местности. Со временем молодые предприниматели учились накладывать грим, омывать и одевать умерших, приобретая все необходимые навыки.

Магазин Вана и Сюй получил название “Опадающие листья”. В отличие от темных подвалов, где обычно располагались ритуальные магазины, их агентство было светлым и чистым – оба предпринимателя не имели никакого опыта в дизайне, а потому решили обойтись самым малым и очевидным. Постепенно бизнес начал развиваться, Сюй взял на себя всю текущую работу, а Ван искал поддержку инвесторов и способы расширения компании. Дела молодых предпринимателей резко пошли на лад, когда Ван смог добиться инвестиций от компании Zhen Fund на сумму более $100000. Они также получили от инвесторов важный совет – переименоваться в “Другая сторона”. В то время как название “Опадающие листья” отпугивало потенциальных заказчиков идеей потери и утраты, бренд “Другая сторона” удачно отразил традиционную буддистскую идею путешествия от незнания к просветлению.

Новое кладбище в Китае

Новое кладбище в Китае. Фото: pixanews.com

“Другая сторона” постепенно расширялся – появились второй магазин и новый просторный офис, персонал вырос до двенадцати сотрудников, а в марте 2014 года – до двадцати. Ритуальное агентство отличалось прозрачностью, необычными услугами, низкими ценами и пониманием клиентов. Среди услуг, предоставляемых компанией, есть создание памятных алмазов из пепла покойного (стоимостью около $1500) и отправка их в космос (цена услуги - $700). Эти услуги оказались существенно дешевле стандартных предложений на китайском похоронном рынке.

Хотя в 2014 году прибыль компании выросла до $470 000, в бизнесе Вана и Сюй не все складывалось гладко. Компания все еще не смогла победить коррумпированный рынок с завышенными ценами, и множество людей продолжало сталкиваться с мошенничеством ритуальных магазинов. В начале весны 2015 года Ван стал участником телевизионного шоу We Are The Hero, в котором участники стремились найти инвесторов для своих бизнесов. Несмотря на овации зала, Ван так и не получил финансирования.

В мае 2015 компания стала участником крупной выставки Asia Funeral Expo & Conference. Её стенд пользовался повышенным вниманием посетителей, интересовавшихся тем, как молодые предприниматели привлекли инвестиции, набрали сотрудников и добились успехов в бизнесе. Это были многочисленные будущие конкуренты, вдохновленные примером молодых пекинских предпринимателей – многие из них открыли свои компании вскоре после встречи с Ваном и Сюй. И хотя любые изменения в Китае идут медленно, и бизнес не исключение, Ван и Сюй смогли добиться, казалось бы, невероятного – они полностью изменили правила игры на китайском рынке ритуальных услуг, сделав его цивилизованным, прозрачным и понятным.

*****

По материалам зарубежной печати. 


+7 (495) 100-0-100