Старейшие захоронения Урала
Погребальный культ – одна из древнейших форм духовной культуры человека. Хоронить своих сородичей начали еще неандертальцы: первые бесспорные захоронения, расположенные в пещерном комплексе Крапина (Хорватия), относятся к эпохе среднего палеолита и были произведены более 130 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют строго определенные позы умерших, примитивные могилы, обложенные камнями, остатки охры на скелетах и примитивный погребальный инвентарь – кости животных и ракушки. Следы ритуальных практик были обнаружены и у предков современного человека в пещерах Кафзех и Скул (Израиль), датированные около 100 тыс. лет до н.э.
Хотя первые переселенцы из Средней Азии и Восточно-Европейской долины ступили на территорию этого региона около 300-200 лет до н.э., массовое заселение Урала началось сравнительно поздно – всего около 9 – 7 тыс. лет до н.э. Это обстоятельство, в первую очередь, было связано с географическими изменениями: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. С потеплением климата здесь появились устойчивые протообщества, люди начали строить примитивные жилища из бревен и осваивать новые технологии. К этому же времени относятся и первые обнаруженные погребения, в частности захоронение шамана в камне Дождевом на реке Чусовой.
Палеолитические захоронения Урала
Самые ранние захоронение на территории Урала относятся к эпохе позднего каменного века (6 – 4 тыс. лет до н.э.). К ним, в первую очередь, относятся Пеганское захоронение в Курганской области, Бурановская пещера на реке Юризань в Челябинской, Давлекановская стоянка в Башкортостане и Шаманское захоронение на камне Дождевой в Свердловской области. Все эти погребения объединяет ряд характерных черт. Большинство из них были произведены в пещерах или гротах. Умершие были уложены в вытянутом положении на спине или в скорченном на боку головами на северо-восток и имели нарушения в анатомическом расположении скелета. Погребения были обильно посыпаны охрой и имели простой каменный погребальный инвентарь в виде резных фигурок, скребков и фрагментов керамики.
Грот Шамана на камне Дождевом
Камень Дождевой расположен на правом берегу реки Чусовой в Свердловской области и представляет собой скалистый утес высотой 30—35 метров. На высоте 14 метров над уровнем воды в тенистой расщелине прячется небольшой грот, позднее названный пещерой Шамана. В 1988 году тагильских археолог Ю.Б. Сериков обнаружил здесь два захоронения, датированных 6,5 тысячами лет. Строго говоря, погребение на Чусовой не является древнейшим на территории Урала – этот титул принадлежит менее известному Пеганскому захоронению, которое относится к эпохе мезолита. Однако богатство и специфика погребального обряда выделяют грот на Дождевом из ряда ранних уральских захоронений.
Несмотря на значительные повреждения археологу удалось установить, что первое захоронение, расположенное сразу за входом в грот, принадлежало женщине, погибшей в возрасте 35-40 лет. От скелета сохранились лишь кости позвоночника, ребер и отдельные элементы ног, кроме того, поодаль были обнаружены кости кистей рук и стоп в перемешанном состоянии. Умершая была наряжена в богатый костюм, расшитый просверленными зубами выдры, лисицы и северного оленя. Ее тело обильно посыпано охрой и уложено в неглубокую яму глубиной около 30 сантиметров. Вместе с ней были найдены фрагмент керамического сосуда, скребок и пара каменных сколов.
Второе захоронение расположено дальше в пещере, примерно в 15 см. от первого и принадлежало сверстнику захороненной рядом женщины. В отличие от нее он сохранился намного лучше. Погребенный лежал на спине в скорченном положении: его ноги были согнуты в коленях, руки – сложены на животе, а череп немного наклонен к реберной клетке. Его покрывал 2-х сантиметровый слой охры. На мужчины была надета шапка с нашитым клыком лисицы, на широком поясе висели резцы бобра и костяной гарпун. Штаны были украшены костяными фигурками уточек и овальными подвесками. На его груди лежал охотничий нож, а рядом находилась меховая сумка с отщепами, колчан со стрелами, расколотые кости животных и фрагменты керамики. Любопытно, что один из наконечников находился между шейными позвонками умершего, что может указывать на то, что он погиб от выстрела в спину.
Антропологи расходятся в происхождении этих захоронений. Одни предполагают, что погребенный мужчина мог быть шаманом, ритуально умерщвленным соплеменниками из-за приближающейся старости, а его спутница – помощницей, которая не должна была дать душе умершего покинуть пещеру. Сам Сериков предложил другую версию событий: группа охотников спускалась с верховьев Чусовой, когда попала в засаду неподалеку от грота. Двое человек погибли и были вместе погребены. Обе этих версии не объясняют того, почему на скелете женщины не было обнаружено следов повреждений, однако отсутствие черепа не позволяет их подтвердить или опровергнуть.
Уральские захоронения бронзового века
В конце III тысячелетия до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы. В зоне северной степи Южного Зауралья и Южного Урала складывается Синташтинская культура, названная в честь поселения на реке Синташта (Челябинская область). Ее сердцем становится «Страна Городов», которая считается культурным очагом индоевропейских народов. Она расположена на территориях Челябинской и Оренбургской области, Башкортостана России и северного Казахстана и представляет собой около 30 укрепленных городищ и курганных могильников. Из других древних населенных пунктов их выделяла уникальная архитектура: города имели круглую и овальную форму, жилищные конструкции представляли собой взаимосвязанные жилые комплексы, которые соединились друг с другом общими стенами, а по периметру были установлены монументальные системы фортификаций, состоящие из стен, рвов и валов. Площадь городищ колебалась около 2-3 га. Рядом с поселениями, как правило, на противоположном берегу рек, располагались могильники.
Синташтинский могильник
Археологический комплекс Синташта расположен на правом берегу одноименной реки в Брединском районе Челябинской области и датируется XXI и XVIII вв. до н. э. Памятник был открыт экспедицией Уральского государственного университета в 1967 году, в ходе поиска археологических памятников на месте проектируемого водохранилища. Несколькими годами позднее рядом с поселением был исследован Большой Синташтинский курган – огромное сооружение диаметром до 90 метров и высотой почти 5м с плоской площадкой размерами 40x50 м на вершине и кольцевым рвом вокруг. Курган состоял из жертвенного святилища в центре и погребального комплекса. Синташтинский могильник предоставил ученым богатейший материал по военному делу эпохи бронзы, яркие иллюстрации практики жертвоприношений животных, а также, самое главное – образцы древнейших в истории Северной Евразии колесниц.
В Синташтинском могильнике находятся 40 захоронений с 60-65 погребенных. Могилы были перекрыты широкими насыпями, которые подчас сливались в один курган. Для погребения использовались грунтовые ямы, подбои, катакомбы, иногда деревянные камеры, перекрытые бревнами. Большинство из погребений одиночные, однако немало из них хранит от двух до четырех скелетов. Общей чертой всех захоронений является скорченное трупоположение на боку или спине с поднятыми коленями. Отличает могильник богатейший погребальный инвентарь. Вместе с умершими были размещены сотни глиняных сосудов, бронзовые ножи, медные топоры и копья, каменные булавы. Умерших зачастую хоронили не одних, а вместе с конями, коровами, баранами и собаками. В ряде погребений были обнаружены остатки деревянных боевых колесниц - двухколесных конных повозок – и элементов конской сбруи. Часто они сопровождались захоронением от одной до трёх пар коней на боку, расположенных симметрично друг к другу спинами или головами.