Святые гробокопатели: христианские покровители похоронного дела

Христианская церковь с очень давних времен почитает святых, покровительствующих тем или иным вещам. Свои святые есть у представителей отдельных профессий, у детей, мужчин и женщин, даже у целых стран. Хотя на первый взгляд в этом можно увидеть наследие многобожия, у культа святых есть и более глубокое значение – святые служат признаком «одобрения» того или иного занятия Церковью. Ведь если у ремесла есть свой святой покровитель, значит, само ремесло является чем-то, угодным Богу, и занятие им достойно христианина.

Святые выступали не только посредниками между частными верующими и Богом, донося до него молитвы, они скрепляли различные сферы жизни с христианством. Они организовывали жизнь и наглядно показывали, какие занятия подходят для верующего, а какие – нет. А так как телесная смерть с точки зрения христиан неизбежна, то нет ничего удивительного в том, что у людей, ухаживающих за могилами и организующих похороны, есть и свои святые-покровители.

Марк Печерский, святой гробокопатель

В Русской Православной Церкви покровителем всех причастных к похоронному делу можно назвать преподобного Марка Печерского, или Марка Гробокопателя. Согласно церковному преданию, он был монахом в Киево-Печерской Лавре на рубеже XI – XII вв. Преподобный Марк не был богословом или выдающимся проповедником – Церковь утверждает, что его подвиг веры состоял в искреннем благочестии, а также в самоотверженном служении ближнему.

Именно на Марка в обители легла обязанность копать могилы для умерших членов братии. Нужно помнить, что Киево-Печерская Лавра расположена на плато над пещерами, и любая работа, связанная с землёй, давалась там очень тяжело. Но Марк, видимо, посвятил ей большую часть своей жизни с таким усердием и смирением, не требуя для себя никакой награды, что столь незамысловатое, на первый взгляд, занятие позволило ему снискать святость.

Именно с работой могильщика связаны и чудеса Марка, обязательный атрибут почитаемого праведника:

  • Согласно церковным преданиям, однажды Марк не успевал выкопать могилу для умершего монаха, и попросил того воскреснуть и немного подождать. Мертвец удовлетворил просьбу, и сутки просидел молча, пока Марк заканчивал работу.
  • В другой раз ему не удалось завершить труд из-за усталости – преподобный просто уснул неподалёку от незаконченной могилы. В результате мертвеца в неё положили неудобно, так, что не могли совершить обязательный ритуал осенения его крестом из елея. Но когда монахи начали роптать, мертвец по просьбе Марка самостоятельно зачерпнул елей и разлил его на себя в форме креста.

Любопытно, что цельность образа Марка Печерского, у которого и биография, и творимые им чудеса отсылают к сфере, которой он покровительствует – скорее исключение, чем правило. Зачастую святые становятся покровителями той или иной сферы жизни или профессии по косвенным признакам: из-за одного конкретного чуда, детали биографии, по аналогии с другими профессиями или даже из-за конкретной детали иконографии. Типичным примером этого может служить святой Антоний Великий, который чаще всего выступает покровителем гробокопателей в Римской Католической Церкви.

Антоний Великий, святой католических гробовщиков

Антоний Великий – святой гораздо более известный, чем Марк Печерский. Традиционно его называют «отцом монашества». Живший в III-IV веках от нашей эры в Египет, Антоний решил удалиться от мира, чтобы не впадать ни в какие искушения. Он поселился в расположенной в пустыне гробнице, и жил там один, нарушая своё отшельничество только для помощи Церкви. Согласно преданиям, в пустыне Антония постоянно искушали демонические видения, что много веков спустя нашло богатое отражение в искусстве. Сам мотив святого, видящего множество демонов, пытающихся напугать или соблазнить его, восходит именно к этому святому.

Впрочем, у Антония было немало и других заслуг. Это один из первых «теоретиков монашества», который не просто ушёл от мира, но помог другим таким же отшельникам организовать свой быт, составить определённый устав и духовный правила. Об авторитете и влиянии этого святого достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что мотив его искушений лёг в основу одной из первых картин Микеланджело – собственно, «Искушения святого Антония».

К работе гробовщика святой Антоний имел небольшое отношение, но того факта, что самые важные события в его жизни происходили в гробнице, оказалось достаточно для признания его святым покровителем этой профессии в католицизме. Хотя связь Антония с могилами является скорее специфическим мотивом Католической Церкви, его также почитают и православные, так как он удостоился своего титула задолго до церковного раскола.

Святой Рох, защитник больных и святой похоронного дела

В католической церкви существует ещё один святой, покровительствующий могильщикам и кладбищам – святой Рох. Родившийся в семье французского аристократа в начале 14 века, Рох, согласно житию, раздал всё имущество бедным и отправился в Италию, где долгие годы работал в госпитале. Хотя затем он отправился в лес, где стал жить в качестве отшельника, на его образ святого повлияла в первую очередь забота о больных.

Через сто лет после смерти святого Роха Европу захлестнула эпидемия чумы, известной как Чёрная Смерть. По некоторым оценкам, она унесла жизни около трети европейцев того периода. Это повлияла на экономику, политику, культуру и, разумеется, религию. Множество людей искало защиты в Церкви, изменяя и переосмысляя традиции почитания предшествующих святых. Одним из них стал святой Рох.

Первоначально ему молились, как целителю, и даже включили в так называемых Четырнадцать святых помощников, особо покровительствовавших больным чумой. Но люди, заражавшиеся страшной болезнью, умирали так часто, что связь между ней и смертью стала нерушимой. В результате и святые, покровительствующие борьбе с ней, сами стали ассоциироваться со смертью.

На изображениях Роха в эпоху после чумы часто можно найти символы смерти, так называемые memento mori, а его самого начали изображать не в виде лекаря, а в виде больного, страдающего вместе с простыми верующими. Тогда же среди профессий, которым он покровительствует, появились и организаторы похорон.

Покровители похоронного дела в XXI веке

С течением веков похоронное ремесло менялось, как менялись и похоронные традиции. На смену гробовщикам и гробокопателям пришли распорядители похорон и ритуальные службы. Но хотя похороны и изменились, святые-покровители тех, кто помогает людям упокоится с миром, остались прежними. В XXI веке верующие христиане, работающие в похоронной сфере, считают своими покровителями святых Марка Печерского, Антония Великого и Роха.

Возможно, вам будет интересно:

17 апреля 2019