Великая суббота: последний день перед Пасхой

1869
Время прочтения статьи - 8 минут 10 секунд

Последняя неделя перед Пасхой, которую называют Страстной или Святой, является самой важной неделей Великого Поста. В эти дни верующие вспоминают страдания Иисуса Христа, перенесенные им в последние дни и часы своей земной жизни: его предательство Иудой, арест, восхождение на Голгофу, распятие и крестная смерть, погребение и трехдневное сошествие в ад. Подчеркивая значимость этих событий, церковь каждый из шести дней Страстной седмицы называет Великим.

  • Великий понедельник – в этот день на церковных службах вспоминают как прообраз страданий Иисуса Христа ветхозаветного патриарха Иосифа, который был предан собственными братьями и продан в рабство, а также проклятие бесплодной смоковницы.
  • Великий вторник посвящен проповеди Христа в Иерусалимском храме и его обличению фарисеев и книжников.
  • Великая среда – основной темой богослужений в этот день являются предательство Иуды и помазание Иисуса миром.
  • Великий четверг – в четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Иисус установил новозаветное таинство Святого причастия или Евхаристии.
  • Великая пятница – день самого строгого поста и траура, поскольку именно в этот день Иисус был осужден на смерть и распят.
  • Великая суббота – в канун Пасхи вспоминают о погребении Иисуса Христа, его нахождении в гробу и сошествии в ад для победы над смертью и спасении праведников Ветхого завета

Великая суббота в христианской традиции является днем и траурным, и праздничным. Верующие скорбят об окончании земной жизни мессии, но к скорби примешивается ожидание радости, которую принесет его воскресение. В этот день в Иерусалимском храме Воскресения Христова на особом богослужении из Святого гроба выносят Благодатный огонь, символизирующий выход из гробницы Воскресшего Иисуса, а вечером в православных церквях начинают освещать пасхальные куличи. В 2020 году Великая суббота приходится на 18 апреля.

Погребение Иисуса Христа

В соответствии с евангельским каноном, вечером после распятия к римскому прокуратору Понтию Пилату пришел Иосиф из Аримафеи, богатый член Синедриона и тайный последователь Христа, чтобы просить разрешения снять его тело с креста и похоронить. Иосиф купил большое льняное покрывало и пропитал его благовониями, а затем завернул в него тело Христа и поместил в новую гробницу, которую выстроил для себя в собственном саду. Вместе с ним на погребении присутствовали Мария Магдалина и Мария Клеопова.

На следующее утро, в Великую субботу, согласно евангелию от Матфея, к Пилату, памятуя о пророчестве мессии, обратились фарисеи. Они просили у него выставить у гробницы стражу, чтобы ученики Христа не смогли украсть его тело и заявить затем людям, что он воскрес. Прокуратор дал свое согласие, и гроб запечатали.

На второй день своего нахождения в гробу Иисус спустился в ад. Сокрушив ворота преисподней, он принес умершим свою евангельскую проповедь, освободил томящиеся там души и вывел их из ада, завершив таким образом свою искупительную миссию по спасению человечества. Ранним воскресным утром к гробу господню пришли жены-мироносицы, но нашли только пустую гробницу.

Богослужения Великой субботы

Службы по случаю Великой субботы начинают вечером в пятницу с аллилуйной утрени. Плащаница с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа помещается на престол в центре храма. В начале утрени священнослужители выходят к престолу и читают псалом «Непорочны», добавляя после каждого стиха краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». Непорочны, длиннейший из библейских псаломов, соединяет в себе заупокойные и воскресные мотивы и является центральным песнопениям великосубботней утрени. Непорочны завершаются воскресными тропарями Иоанна Дамаскина.

После чтения канона священники выносят плащаницу и совершают крестный ход вокруг храма. Плащаницу затем подносят к открытым царским воротам – главным вратам иконостаса, ведущим в алтарную часть храма и символизирующим райские врата, - и возвращают на «гробницу» посреди храма.

Утром субботы исполняется литургия Василия Великого вместе с вечерней. Чинопреследование святителя Василия Великого совершается только 10 раз в году, 5 из них с 1-ое по 5-ое воскресенье Великого поста, а также 2 раза в Великий четверг и Великую субботу Страстной недели, что подчеркивает важность этого дня в церковном календаре. После книги Апостола тропари поют псалом 81 «Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех», а в качестве евангельского текста священнослужители полностью читают 28 главу Евангелия от Матфея, посвященную воскрешению Иисуса Христа.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь, а вечером в церквях начинают освящать пасхальные куличи, крашеные яйца, вино, мясо и другие праздничные угощения. Храм украшается цветами, священнослужители меняют черные великопостные одеяния на белые, готовясь к пасхальной полунощнице.

Благодатный огонь

В Страстную субботу накануне Пасхи в Иерусалиме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Эта традиция восходит еще к VI-VII вв., однако первое сообщение о чуде самовозгорания лампад, висящих над гробом господнем, относится только к 867 году и принадлежит латинскому паломнику Бернарду Монаху. Современная служба значительно отличается от древний церемонии, однако до сих пор считается одним из важнейших событий православной церкви.

Патриарх Иерусалимской православной церкви проходит через храм святого апостола Иакова и через южную дверь заходит в алтарную часть храма Воскресения Христова. За ним следует армянское, коптское и сирийское духовенство. Процессия трижды крестным ходом обходит часовню, где хранится гроб господень, и затем Иерусалимский патриарх вместе с армянским архимандритом заходят внутрь. Ожидая сошествия огня, люди тихо молятся. Некоторые очевидцы рассказывают, что в это время можно наблюдать необычные явления: вспышки света, молнии, яркие лучи, нисходящие с купола храма.

Когда в часовне появляется свет, в храме начинают звонить колокола. Из окошек Патриарх и архимандрит подают горящие пучки свечей, от которых огонь распространяется по всем светильникам храма. Затем священнослужители покидают часовню, благословляя присутствующих Благодатным светом. В этот же день специальными авиарейсами огонь из Гроба господня будет доставлен в православные церкви России, Греции, Сербии, Грузии, Румынии, Белоруссии, Украины, Сирии и другие страны планеты, где его с почетом встретят государственные и религиозные лидеры.

Доставкой благодатного огня в Россию традиционно занимается Фонд Андрея Первозванного.

16 апреля 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок