Загробная жизнь в иудаизме

5769
Время прочтения статьи - 9 минут 50 секунд

Иудаизм – одна из древнейших монотеистических религий мира, и имеет миллионы последователей по всему миру. Иудаизм основан на вере в единого Бога, который открылся Аврааму, Моисею и пророкам древнего Израиля, и построен вокруг изучения религиозных текстов, особенно еврейской Библии и Талмуда. Что говорят эти священные для евреев книги о посмертном бытии и есть ли загробная жизнь в иудаизме, расскажет вам эта статья.

Загробный мир в священных иудейских текстах

Для начала следует отметить, что в иудаизме верования о загробной жизни менялись с течением времени, и различаются в разных еврейских традициях. Однако, у них есть ряд общих моментов.

Одна из концепций, всегда присущих религиозной еврейской мысли, – идея о том, что душа продолжает существовать после смерти тела. Это выражено в еврейской Библии, где термин "нефеш" используется для обозначения души или жизненной силы человека, которая неподвластна смерти. Считается, что после смерти душа возвращается к Богу, который дал ее изначально.

При этом в иудаизме загробная жизнь рассматривается в первую очередь как духовное существование, а не физическое. Талмуд, сборник еврейских устных законов и традиций, учит, что после смерти душа проходит через период суда, где ее оценивают по ее поступкам, после чего Бог и определяет ее место в новой жизни. Душа либо попадает в Грядущий мир (Олам ХаБа), либо подвергается наказанию в Геенне, месте духовного очищения. Другими словами, в иудаизме посмертное бытие предполагает награду или наказание за прижизненные деяния.

Грядущий мир, также известный как Олам ХаБа, – это не физическое место, а скорее состояние души. Считается, что это духовная награда и радость от воссоединения души с Богом. Точная природа Грядущего мира не определена в еврейской теологии, и у иудейских богословов нет четкого мнения о том, как он выглядит и как функционирует.

Помимо концепции Грядущего мира, в иудаизме существует также концепция Геенны, которую часто переводят как "ад". Геенна рассматривается как место наказания для нечестивых, где душа проходит период очищения и омовения. Это не место вечных мучений, а скорее временное состояние, позволяющее душе искупить свои грехи, прежде чем она будет допущена в Грядущий мир.

Идея реинкарнации также присутствует в еврейской традиции, хотя она не так широко принята, как в других религиозных традициях. Концепция реинкарнации известна как Гилгул Нешамот, и гласит, что душа умершего может возродиться в новом теле, дабы завершить незавершенные дела или исправить прошлые ошибки.

В целом, загробная жизнь является важным аспектом еврейской теологии и связана с понятиями награды и наказания, духовного роста и окончательного искупления мира. При этом, как было отмечено, верования о загробной жизни могут сильно варьироваться среди различных еврейских традиций и отдельных верующих. Некоторые евреи вообще не верят в буквальную загробную жизнь, а вместо этого делают акцент на важности хорошей жизни здесь и сейчас. Некоторые исследователи, глядя на это разнообразие взглядов, даже начинают утверждать, что у евреев нет загробной жизни, но это, конечно, неверный взгляд.

Что такое шеол?

Шеол – это термин, который встречается в нескольких книгах еврейской Библии, включая Книгу Иова, Псалмы и Екклесиаст. Это еврейское слово, которое часто переводится как "могила", "яма" или "бездна". В иудаизме Шеол часто рассматривается как теневой подземный мир, где обитают души умерших. Он не изображается как место награды или наказания, а скорее как место, куда попадают все души, независимо от их морального состояния или поступков в жизни. Это место, где мертвые пребывают в неком подвешенном состоянии, без какого-либо сознания или осознания окружающей обстановки.

Некоторые ученые считают, что понятие Шеол могло возникнуть как метафора могилы или последнего пристанища мертвых. Однако со временем оно стало ассоциироваться с более абстрактной концепцией загробной жизни. В еврейской традиции Шеол часто противопоставляется Грядущему миру (Олам ХаБа), который рассматривается как место награды для праведников.

Стоит отметить, что концепция Шеола не является уникальной для иудаизма, она встречается и в некоторых других древних ближневосточных религиях. В некоторых христианских традициях Шеол также связан с понятием чистилища – места духовного очищения, где души умерших очищаются от грехов перед попаданием на небеса.

Верят ли иудеи в рай и ад?

В иудаизме есть представления о загробной жизни, но вера в рай и ад, как они понимаются, например, в христианстве, для евреев не характерна. В еврейской традиции загробная жизнь часто описывается как царство под названием Олам ХаБа, что переводится как "Грядущий мир".

Природа Олам ХаБа не имеет четкого определения в еврейских писаниях и варьируется в различных еврейских сектах и традициях. В одних источниках говорится, что это место награды для праведников, в других – что это место очищения для душ, которые еще не достигли полного духовного совершенства во время своей земной жизни, но достойны общения с Богом, в-третьих – что это вообще не место, а состояние души умершего.

В иудаизме также существует понятие Геенны, которое часто переводят как "ад", но оно отличается от христианского понятия ада как места вечного проклятия. Геенна рассматривается как временное состояние духовного наказания или очищения, обычно длящееся не более 12 месяцев.

Таким образом, хотя еврейская вера в загробную жизнь включает в себя понятия, схожие с раем и адом, их детали и интерпретации весьма отличаются от привычных.

Идея воскрешения в иудаизме

В иудаизме такая идея является одним из центральных моментов веры. Последователи иудаизма верят в то, что праведники будут возвращены к жизни в будущую эпоху, после пришествия Мессии. Идея воскресения уходит своими корнями в еврейскую Библию, где есть несколько упоминаний о воскрешении мертвых. Концепция воскрешения приобрела большую значимость в период Второго Храма, когда еврейские тексты, такие как Книга Даниила и апокрифическая Книга Еноха, включали подробные описания процесса воскрешения.

Вера в воскрешение связана с идеей окончательного искупления мира, которая является центральной темой еврейской эсхатологии. Считается, что воскрешение мертвых произойдет вместе с приходом Мессии, который откроет новую эру мира и справедливости. Воскресение мертвых часто связывают с понятием суда, в котором праведники будут вознаграждены, а нечестивые наказаны. Считается, что праведники воскреснут для вечной жизни в Грядущем мире, а нечестивые будут воскрешены, чтобы понести наказание и затем прекратить свое существование.

Вопросы и ответы

Каковы главные книги иудеев?

Иудаизм изучения религиозных текстов, особенно еврейской Библии и Талмуда. Две эти книги лежат в основе всей иудейской веры.

Каковы главные традиции иудаизма?

Еврейская религиозная традиция охватывает широкий спектр верований и практик, включая молитву, диетические законы, соблюдение субботы и других святых дней, а также акты доброты и благотворительности.

Какой есть ветви иудаизма?

Иудаизм претерпел значительные изменения и развитие на протяжении веков, причем различные ветви и движения возникали в ответ на меняющиеся исторические и культурные условия. Сегодня три основные ветви иудаизма – ортодоксальная, консервативная и реформистская, каждая из которых имеет свои собственные отличительные верования и практики.

Иудаизм обладает богатым культурным наследием и оставил свой след в мировой культуре. Представления иудаизма о посмертном существовании и вечной жизни весьма заметно повлияли на историю мира, любопытно познакомиться с ними.

Если вы столкнулись с потерей близкого человека и необходимостью организовать похороны, обратитесь в службу Ritual.ru. Наши специалисты помогут решить все возникшие проблемы и провести достойную церемонию прощания. Получить подробную информацию и заказать ритуальные услуги можно по круглосоточному телефону Ritual.ru: +7 (495) 100-3-100

27 февраля 2023
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок