8 самых странных похоронных обрядов
Вы когда-нибудь присутствовали на похоронах, где играет джаз, а родные умершего танцуют? Вы видели когда-нибудь гроб похожий на бутылку из-под пива или на самолёт? Приходилось ли вырезать изображение умершего из куска дерева? Нет? Тогда вам будет интересно узнать про удивительные похоронные обряды, совершенно не похожие на классические похороны, и узнать, почему они появились.
Кладбища в воздухе
Жители селения Сагады на Филиппинах практикуют захоронение своих близких высоко в горах. Они подвешивают гроб высоко на скале, а иногда прикрепляют рядом ещё и любимый стул умершего. Гробы вырезают из стволов деревьев, причем каждый по возможности делает гроб себе заранее сам. В гроб покойника укладывают в позе эмбриона, нарядив его в одежды с традиционным орнаментом, чтобы родственники на том свете сразу узнали усопшего. Живые же родственники занимаются похоронами непременно сами, так как есть поверье, будто удача и таланты покойного перейдут к тому, кто его хоронил.
Зачем же столько сил тратится на то, чтобы затащить гроб высоко? Причина столь тяжёлого в исполнении похоронного обряда, как говорят местные легенды, в том, что покойному с высоты удобно присматривать за своими близкими. Можно попытаться объяснить обряд и прагматически: в Сагаде мало земли для посевов, и кладбище устраивают там, где ничего не растет.
Весёлые гробы
Жители Ганы любят смеяться и улыбаться, и на похоронах в том числе. Поэтому носильщики гроба танцуют и буквально жонглируют гробом. Играет зажигательная ритмичная музыка, и все провожающие покойного – родственники, друзья, односельчане, любой оказавшийся рядом – тоже танцуют и поют. В центре похоронного обряда – гробы, формы которых поражают приезжих. Каждый гроб должен быть сделан со смыслом, в каждом таится идея. Гроб может быть в форме самолёта, бутылки из-под кока-колы, телефона, молотка, перца, леопарда, дома, Библии, чего угодно.
Близким выражают уважение к умершему, показывая, каким человеком он был, чем он занимался, как приносил пользу своей семье и роду. Поэтому, например, музыканту закажут гроб в форме скрипки, а торговцу — в форме кошелька. Такой гроб может стоить от 350 долларов — это примерно годовой заработок местного жителя. Поражает непосвященного и положение в гробу усопшего: он может лежать в любой позе, даже согнутый пополам – душа умершего по местным поверьям страдать от этого не будет.
Уровень смертности в Гане высокий, и похороны проходят часто. Смерть рассматривается как венчающее жизнь последнее путешествие. А хорошая жизнь должна закончится добрыми проводами с выпивкой и музыкой, а покойный должен отправиться в путь в красивом гробу. Все похоронные расходы община несёт сообща.
Семья у жителей Ганы состоит из живых и из умерших предков, которые оберегают здравствующих от горестей и напастей. И это ещё одна причина справить человеку достойные похороны. Ритуал прощания вмещает в себя всю прожитую жизнь покойного. А прагматизм обряда, наверное, в том, что подготовка и проведение похорон позволяет отвлечься от боли утраты.
Сытые грифы
Тибетцы без излишнего уважения относятся к телам умерших родственников. Для них это пустые сосуды, в которых раньше жила душа. Тело после смерти становится одним целым с природой. Для этого у буддистов есть разные способы. Приносить тела на корм птицам-падальщикам – один из них. Причем позволить себе это могут только богатые люди, так как приходится платить эксперту в этом обряде.
Как только встаёт солнце, тело привозят на горное плато, где собираются зрители – наблюдать за такими похоронами считается духоподъемным делом. Ламы (эксперты) делают надрезы на теле, чтобы грифам было проще употребить плоть. Когда птицы оставляют от тела только кости, останки рубят топором, чтобы от человека ничего не осталось. Процедура целиком длится примерно дня три. Считается, что только после этого душа может переродится.
Вероятное объяснение обряда в том, что почва в Тибете каменистая, и закопать в землю умершего нелегко, а порой невозможно.
Деревянное чучело и жертвоприношения
Индонезийцы из племени Торайя не скупятся на похороны, и чтобы похоронить достойно, многие семьи долгие годы копят на погребение. Считается что, если денег на пышные похороны нет, мёртвый будет лежать в своем доме в статусе больного. Похоронный обряд проходит с жертвоприношениями буйволов и свиней. Гостей на похоронах должно быть много. Тело покойного гости не видят: для них выставляют Тау-тау — чучело из дерева, очень похожее на умершего. Хоронят человека в скале, предварительно выбив там нишу, иногда в гробу, иногда — без, а вблизи скалы ставят Тау-тау.
А ещё здесь практикуют ритуал “манене”. В специально отведённый день родственники достают тела умерших, моют и одевают их, потом фотографируют и выставляют напоказ на некоторое время в деревне или в местах, где человек встретил смерть.
Торайя считают, что таким образом они поддерживают связь с мёртвыми. Прагматизм обряда, возможно, в том, что, хотя похороны и дорогие, но закапывать тело в землю ещё дороже.
Каннибализм ради спокойствия
Люди из племени Вари, в лесах Амазонии едят своих умерших. Дом и имущество покойного родственники придают огню, а имя человека после похорон не называют вслух. Умерев, человек лежит три дня, после чего его поджаривают и съедают. В похоронной трапезе участвуют только неблизкие родственники, кровные же только наблюдают. Племя верит, что после смерти человек становится рыбой или дикой свиньёй, на которых Вари охотятся. Людям племени претит мысль, что человека можно закопать в холодную и сырую землю.
Сейчас этот обряд почти не практикуют.
Ни одного внятного практического объяснения похоронного каннибализма ученые пока не предложили.
Алмазы из родственников
Сейчас В США, Европе и России некоторые делают из праха близких бриллианты. Первой эту услугу предложила компания из Швейцарии. Стоит она дорого, и занимает от двух до четырёх месяцев. Стоимость высчитывают из величины и огранки желаемого бриллианта. Технология такова: прах обрабатывается химическими веществами, которые способствуют быстрому появлению углерода. Из него под воздействием высоких температур получается графит, а из него уже алмаз.
Такой алмаз из праха дает возможность постоянно быть вместе с ушедшим в мир иной близким человеком.
В мумию по собственному желанию
В провинции Ямагита в Японии буддистские монахи школы Сингон с 11 по 19 век нашей эры совершали добровольную само-мумификацию — сокусимбуцу. Процесс состоял из трёх этапов, занимавших по 1000 дней каждый. Сначала монах худел, чтобы сократить количество жировой ткани в теле. Потом питался корнями и корой сосны и пил ядовитый сок уруси.
Затем наступал черед третьего, главного этапа: человека замуровывали заживо в могиле, оставляя трубочку для дыхания и колокольчик, в который монах звонил, пока не умрёт. Через три года после того, как колокольчик преставал звонить, могилу вскрывали, чтобы удостовериться, получилась ли мумия.
Причины существования такого обряда непосвященным неизвестны.
В джазе не только девушки, но и покойники
В Новом Орлеане есть кладбище имени Луи Армстронга. Многие его композиции вышли из баптистских псалмов: госпел и спиричуэлс. Исполнять песни Луи на похоронах стало традицией в Новом Орлеане после его смерти. Во время шествия к кладбищу музыку играют медленно, а после предания тела земле начинают играть в быстром танцевальном темпе. Танцевать на похоронах в Новом Орлеане — хороший тон, хотя и плачут здесь тоже.
Красота музыки смягчает боль утраты и знаменует, что жизнь продолжается.
Возможно, вам будет интересно:
- Здесь умирать нельзя – закон о запрете на смерть
- Уныние – смертный грех. Почему?
- Похороны викинга: миф о горящем драккаре