Похороны викинга: миф о горящем драккаре

При слове «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море. Интернет полон историй об организации «похорон викинга» для умершего человека и споров о том, легально ли проводить эту процедуру, разрешают ли правила пожарной безопасности стрелять горящей стрелой по кораблю, из чего делать паруса, чтобы они наверняка загорелись.

Все эти занимательные вопросы не имеют отношения к тому, как реальные викинги хоронили своих умерших. Впечатляющий образ горящего корабля – плод воображения романтиков и кинорежиссёров, пусть и не лишённый оснований. Откуда он взялся, и как на самом деле викинги хоронили своих умерших?

Загробный мир древних скандинавов

О религии древних скандинавов мы знаем одновременно много и очень мало. До наших дней сохранились тексты саг и сказаний, собранные в Старшую и Младшую Эдду. Именно оттуда нам известны образы богов и героев, истории их подвигов и приключений, и, разумеется, предсказание Рагнарёка.

Там же изложены некоторые взгляды древних скандинавов на свою посмертную судьбу. Согласно их представлениям, отважные воины, погибшие в бою, отправлялись в чертог богов – Валгаллу. Там им предстоит пировать и веселиться, дожидаясь финального сражения с великанами и чудовищами. Те же, кто умер недостойно и трусливо, в свою очередь, попадали в Хель – холодное и тёмное место, где их не ждало ничего хорошего. Во время конца света им предстояло сражаться на стороне сил зла.

Немногие знают, что кроме этих двух вариантов существовал и третий: половина всех викингов, павших в бою, согласно сагам, отправлялась во владения богини Фрейи, покровительницы природы и жизни. А посмертная судьба женщин вовсе не нашла отражения в Эддах, и нам остается только догадываться, как поступали викинги.

Письменные источники о древнескандинавских похоронах

Мы мало знаем о том, как именно религиозные представления отражались в повседневной жизни древних скандинавов, об их бытовых ритуалах, обрядах и праздниках. Хотя во времена язычества у них уже была руническая письменность, но материалов вроде бумаги или пергамента не было. Это означало, что они могли оставлять только очень короткие тексты, вырезанные на камнях, деревьях и деревянных дощечках. Саги и другие поэтические источники были записаны уже в христианский период, поэтому их авторы в меньшей степени сосредотачивались на конкретных обрядах.

Разумеется, что-то учёные могут реконструировать. Помогает и анализ текстов, и сопоставление их с ритуалами других народов, например, древних германцев. Да и про самих скандинавов существовали тексты, созданные уже их современниками, например, арабским путешественником Ибн Фадланом. Именно он писал, что мертвого скандинава его родственники кладут в лодку или в корабль, которые потом поджигают. Однако Ибн Фадлан ничего не писал о том, что судно спускают на воду, да и точность его записей многие исследователи подвергают сомнению.

Курганы – кладбища викингов

Главным источником знаний о викингах остаётся археология. В реальности основным способом захоронения у них были могилы и курганы. Множество таких погребений найдены и раскопаны в Скандинавии, Исландии и Северной Германии. Особенно выделяются три места, представляющие громадные кладбища: Линнхольм-Хойе, Хедебю и Бирка. Благодаря раскопкам в этих и других местах захоронений мы знаем, как именно скандинавы погребали людей. Поп-культурное представление о «похоронах викинга» вдохновлено именно этими раскопками.

Посмертные дары

Археологические находки создали представление о том, что викинги старались снарядить покойника в последний путь всеми необходимыми вещами. Человека, если он не был рабом, никогда не хоронили без предметов войны и быта. Простому воину в могилу клали его оружие, профессиональным ремесленникам, например, кузнецам – орудия их труда, женщинам – ювелирные украшения.

Но лучше всего до наших дней сохранились захоронения высокопоставленных северян, которых погребали вместе с их богатствами. На тот свет умершего сопровождали сокровища, оружие, животные, в первую очередь лошади. В некоторых случаях вместе с ним хоронили даже слуг или жену. Впрочем, такого рода человеческие жертвоприношения были скорее исключением – чаще скандинавы ограничивались тем, что хоронили рабов и наложниц, умерших естественной смертью.

Но даже без жертвоприношений похороны вождя были дорогостоящим предприятием. Курганы викингов не столь впечатляют, как гробницы фараонов, но для их постройки все равно требовалось много усилий – северяне буквально насыпали искусственный холм над могилой усопшего. Учёные предполагают, что кроме ритуального, это могло иметь и политическое значение: высота холма и рассказы о том, с каким богатством был похоронен вождь, подчёркивали могущество его потомков в глазах соседей.

А был ли горящий корабль?

Иногда корабль и вправду становился частью похоронной церемонии. Правда, викинги не поджигали судно на море – чаще его вытаскивали на сушу и использовали в качестве громадного «гроба», в который складывались вещи покойного. Разумеется, такие похороны были привилегией только тех, у кого в распоряжении было собственное судно, и чьи потомки могли позволить себе с ним расстаться. Существовал и символический вариант – так называемый «каменный корабль». Это был ряд скальных глыб, который выставлялись по периметру захоронения так, чтобы придать ему форму судна.

Кремация у викингов

Идея кремации как способа избавиться от мертвого тела тоже не выдумка. В разных захоронениях археологи находят свидетельства того, что покойного и всё его имущество сожгли. В пользу кремации говорят и строчки из «Саги об Инглингах»: «Один ... постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Валхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень…». Люди верили, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе окажется умерший, и чем больше добра сгорит с ним, тем он богаче будет в загробном мире.

Курган – защита от мира мертвых

Мысль, что огонь способен перенести в мир духов, универсальна, она известна по всему миру, от Персии до Японии и племён Северной Америки. Но важно отметить, что у северян кремация сочеталась с постройкой кургана. Для скандинавов, как и для многих их современников, похороны нужны были не только покойникам, но и живым. Они позволяли выразить своё отношение к умершему, подчеркнуть статус его потомков, а также отделить «землю мёртвых» от «земли живых».

Драугры – ожившие мертвецы

Последнее было важно для викингов, которые верили, что мертвец может ожить и начать вредить живым. Самым известным названием для таких существ было «драугры». Согласно легендам, они предвещали беду: увидеть своего восставшего из мертвых родственника означало, что скоро в семье умрёт кто-то ещё. Считалось, что драугром становится умерший, которого не захоронили подобающим образом – чаще всего это случалось с теми, кто утонул в море. Большинство рассказов о драуграх повествуют именно о таких случаях.

Главным здесь было нарушение границы между живыми и мёртвыми. Драугры могли прийти за человеком, ограбившим курган, или совершившим неправедное убийство. Поэтому хоронить умершего, сжигая его на пущенном в море корабле, было опасно: кто знает, куда волны вынесут его останки, и кто заберет его погребальные сокровища.

Три взгляда на похороны викингов

Похороны викингов – хороший пример того, как переплетаются «высокие» мифологические концепции с реальными ритуалами и народными поверьями. В то время как тексты Эдд описывают загробную жизнь как нечто, зависящее от поступков воина при жизни, реальные скандинавы прежде всего заботились о том, чтобы похороны прошли правильно, и покойный имел в своём распоряжении все необходимые вещи. А уже в XIX и XX веке отдельные элементы этих обрядов и представлений вдохновили романтиков и сценаристов на то, чтобы создать свою собственную, третью концепцию, непохожую на то, что происходило в реальности.

Леонид Мойжес, религиовед
специально для портала Ritual.ru

Возможно, вам будет интересно:

9 января 2019