Кладбища Армении
Близ армянского города Алаверди расположен монастырский комплекс Санаин (Sanahin). Это священное для армянской апостольской церкви входит в список Всемирного наследия UNESCO и известно по всему миру. Интересно оно и своим погостом, рассказывающим историю армянских похорон.
Современные принципы захоронения
Сегодня армянские кладбища разнообразны и имеют не так много общего со старинными некрополями. На них можно встретить захоронения как по старым религиозным обрядам, так и по и новым светским. При этом монументы начала XXI век похожи друг на друга: скульптуры умершего в полный рост в позолоченной водолазке, двухметровые плиты с ростовыми портретами. Все эти примеры можно увидеть на Армянском кладбище в Москве — и не только.
Новые могилы чётко вписаны в бетонный или гранитный прямоугольный каркас. Заборы и бордюры как бы отгораживают мир умерших от мира живых. Каменная граница задаёт тон, явную границу между жизнью и смертью. И она проходит не только по земле: над каменным прямоугольником могилы часто устанавливают крышу, отделяя землю от неба.
Древние армянские кладбища и их символизм
Говорят, что чтобы понять нравы жителей того или иного места, нужно сходить на местное кладбище. Древние армянские кладбища прекрасно иллюстрируют эту мысль: они многое рассказывают о культуре народа.
В отличие от новых кладбищ, на старых армянских захоронениях нет границ и отгораживающих заборов. На них много растений, и далеко не все они культурные: может быть, дело в прошедшем времени, а может в том, что раньше подле могил не разбивали клумб и позволяли жизни бить из земли самостоятельно.
Символы на могилах армян
Самый частый символ, встречающийся на армянских кладбищах (а также в церквях, на стенах домов и просто на улице) — это хачкар. В дословном переводе с армянского, хачкар — это «крест-камень». Чаще всего на каменную стела из базальта, туфа или чёрного гранита наносится витиеватая резьбой в форме креста. Крест украшают орнаментами и барельефами, иногда вписывая в узор целые истории. Хачкары создают вручную — с незапамятных времён и по сей день, поэтому каждый из них уникален.
Древние хачкары и могильные камни нередко рассказывают историю жизни человека, и примеры таких могил есть по всей Армении:
- в XII-XIII веках на могильных камнях часто встречается военная тема: кинжалы, мечи, стрелы, луки и другое оружие;
- людей, имевших в обществе высокое положение, обычно изображали на коне: при этом умерший вовсе не обязательно был при жизни воином, он мог быть даже и священнослужителем;
- часто на могильных памятниках тех эпох встречаются изображения ремесленных инструментов и домашнего скота, плуги, ножницы и волы;
- на могильных камнях музыкантов выгравированы музыкальные инструменты.
- изображения узорчатого гребня на надгробии означает, что под ним погребена женщина, что редкость: женщины нечасто удостаивались отдельного надгробия.
При этом во все века встречаются и простые неотёсанные надгробия, по которым сложно определить эпоху и дату, если рядом с ними нет хачкара. Есть предположение, что именно такие могилы, без узора и орнамента, говорили о бедности и тяготах лежащего там человека. Многоступенчатые же надгробия, напротив, свидетельствовали о богатстве и положении усопшего: чем выше камень, тем более уважаемым, знатным и богатым человеком был умерший.
Не каждая могила имеет свой хачкар, и нередко один хачкар служит надгробием сразу для нескольких человек. Тогда на нём изображено столько крестов, сколько людей под ним похоронено. Если хачкары установлены совсем близко друг к другу, то это усыпальница сразу для многих людей, и они не обязательно близкие родственники.
Надгробия-родники
Есть ещё один вариант могилы, встречающийся с давних времён и поныне. Это памятник-источник. Родственники умершего обустраивают источник: на улице или у дороги. И украшают его камнем или даже чаще хачкаром.
На дорогах Армении немало таких родников: бьющая жизнь ради жизни — и в память об ушедшем человеке.
Армянское кладбище монастыря Санаин
Пол большей части монастырских помещений вымощен могильными плитами: знатные люди, священнослужители, монахи, воины — все они были похоронены так по своему желанию. Такая организация кладбища напоминает: перед Богом равны и князья, и патриархи, и простой люд, который ходит по могильным плитам по пути в храм.
Плиты покрывают часть двора, внутренние помещения и притвор храма. На многих камнях изображение стёрто временем, на некоторых видно явно и чётко. Вот плита с посохом — под ней лежит епископ. Неподалёку плита с фигурой человека с мечом в руке — воин. Изображения людей обычно схематичны и просты: круглая голова, скрещенные или прямые руки, ноги-палочки. На некоторых головах лица: две точки, крючок носа, рот.
Плиты переходят одна в другую без границ и межеваний: князь — воин — монах — ребёнок — опять монах. Здесь нет границы между человеком и человеком, между жизнью и смертью, нет запустения забытых могил XX века: люди всегда приходят сюда, снова и снова.
На территории монастыря находится родовая усыпальница князей Закарянов: большой привлекающий внимание склеп, весь пол которого устлан могильными плитами. Снаружи, у самого входа в склеп стоит будто бы на страже слегка покосившаяся белая плита на тёмном постаменте: князю Давиду Аргутинскому-Долгорукову, потомку Закарянов.
Кладбище и монастырь оставляют ощущение, что всё идёт своим чередом, не хочется обгонять время, нет нужды никуда бежать. Это место можно прописывать как лекарство тем людям, которые испещряют свою жизнь делами, спешкой и суетой.
Поначалу очень страшно наступать на могильные плиты, которыми вымощен пол. Будто стоит наступить — и случится непоправимое. И оно случается: страх смерти отступает, скоротечностью времени перестаёт угнетать.
Плиты напоминают, что смерть делает нас равными, что она случится с каждым: с управляющим компании, с переходящим на жёлтый сигнал светофора пешеходом, с самым последним из людей.
Фотографии предоставили: Аксинья Ремизова, Петр Рахманов
Возможно, вам будет интересно: