Отношение к эвтаназии в современной России
Эвтаназия, то есть прерывание жизни по желанию неизлечимо больного человека – достаточно сложный вопрос как для всего человечества, так и для россиян, в особенности. Проводимые в последнее время социологические исследования показывают, что на постсоветском пространстве люди воспринимают легализацию этой процедуры весьма неодобрительно. В этой статье мы рассмотрим причины такого отношения и некоторые важные вопросы, которые неожиданно встают перед исследователями в связи с темой эвтаназии.
Общая картина
Всего на сегодняшний день существуют четыре основных подхода к эвтаназии:
- активная эвтаназия – врач вводит смертельный препарат сам;
- пассивная эвтаназия – врач прекращает лечение;
- непрямая эвтаназия – врач вводит препарат, который косвенно может ускорить смерть, например, высокие дозы снотворного;
- ассистированное самоубийство – врач готовит препарат, но решающее действие осуществляет сам пациент.
Разумеется, восприятие этих подходов в обществе различно. В России эвтаназия законодательно запрещена. Врачи не имеют права на какие-либо действия или бездействие, которые могут ускорить смерть безнадежно больного пациента. Однако же, отказ от лечения по согласию с родственниками в России легален и широко практикуется, по сути, заменяя активную эвтаназию. Активная эвтаназия впервые была легализована в 1997 году в штате Орегон США, позднее в Нидерландах, а затем в Бельгии, Люксембурге, но за прошедшие годы лишь немногие государства последовали такому примеру.
На одобрение или неодобрение эвтаназии влияют множество факторов психологического, религиозного, медицинского, социального, экономического и исторического характера. Проводимые по всему миру социологические исследования на тему восприятия эвтаназии показывают, что на отношение к идее добровольного лишения жизни могут влиять очень разнородные аспекты жизни людей: например, их социально-экономический статус, образование, а также ценностные ориентиры или историческая память. Например, негативное отношение к эвтаназии в Германии – эффект исторического наследия этой страны, а именно ее нацистского прошлого, когда слово «эвтаназия» использовалось для обозначения убийства инвалидов. Применительно к российским реалиям изучением воззрений населения на эвтаназию в последние годы заняты специалисты НИУ ВШЭ. Их исследования показывают, что за последнее время в России, Украине и Беларуси зафиксировано снижение уровня общественного одобрения идей эвтаназии, однако самым интересным является даже не этот факт, а сопутствующие ему наблюдения.
Отношение к эвтаназии как индикатор и манифест
Авторы одного из исследований, например, задались вопросом, что именно заставляет россиян негативно воспринимать эвтаназию. Если пересказать итоги их работы вкратце, причинами негативного отношения к добровольному лишению себя жизни пациентом ожидаемо являются религиозность, недоверие к врачам и стремление защитить больного от произвола системы здравоохранения. Наиболее интересными же выводами исследования оказываются вроде бы «побочные» результаты опросов.
Одна из главных проблем, которая становится видна при рассмотрении результатов социологических исследований на тему эвтаназии – глобальное недоверие людей системе здравоохранения. Люди видят угрозу легализации эвтаназии в том, что, получив такое средства избавления от пациентов, коррумпированные врачи в критической ситуации лишить жизни своих пациентов с целью минимизировать бюджетные расходы. Таким образом, неожиданно выяснилось, что отношение к эвтаназии в России во многом является хорошим индикатором общего доверия населения к врачам и системе здравоохранения. Только 45% россиян соглашается с высказыванием «Я обычно доверяю тому, что говорят врачи, в вопросах, касающихся моего лечения». Чем меньше человек доверяет медицинским работникам, тем более отрицательное у него отношение к эвтаназии: он полагает, что потенциально больного человека следует защитить от людей в белых халатах.
Также это исследование показало, что влияние на восприятие эвтаназии оказывает не фактическая религиозность респондента, а самооценка его религиозности. Вне зависимости от действительной вовлеченности в какую-либо церковную жизнь или строгости следования религиозным ритуалам и заповедям, люди, называющие себя верующими в Бога, почти всегда склонны запрещать врачам прерывание жизни неизлечимо больных, вне зависимости от их состояния. Это в целом согласуется с результатами международных исследований, которые утверждают, что других странах негативное восприятие потенциальной легализации эвтаназии также нередко связано с религиозностью, однако в случае России оказывается, что сам по себе вопрос об эвтаназии оказывается для людей способом проявить свою религиозность, пусть даже и мнимую. Сталкиваясь с нетривиальной задачей – определить свое отношение к теме добровольной смерти, россияне не исходят из своей религиозности, а манифестируют ее.
Парадокс ценностей
В ходе другого исследования специалистов Высшей школы экономики обнаружилось, что отношение к добровольному уходу из жизни во многом определяется у респондентов не их убеждениями или известными им фактами, а собственным опытом – состоянием здоровья или практикой ухода за неизлечимо больными родственниками. Если такой опыт имеется, то его отношение к легализации эвтаназии по в большинстве случаев негативное. Согласно выводам авторов исследования, парадоксальным образом оказывается, что, пережив болезненный опыт, или будучи вовлеченным в чужие страдания, россияне, в отличие от европейцев, не только не стремятся получить законную возможность прекратить мучения, но и в целом протестуют против права врачей распоряжаться чужими жизнями.
Этот парадокс получает разрешение при анализе взаимосвязей жизненных ценностей россиян с их отношением к эвтаназии. В европейских странах, чем более люди склонны к индивидуалистским ценностям, тем позитивнее они воспринимают возможность легализации добровольного ухода из жизни, то есть приоритетную роль играет свобода выбора. В России ситуация оказывается иной: ценности, связанные с самостоятельностью (свобода мысли, действия и пр.), не имеют значимой связи с отношением к эвтаназии, зато большую роль играет стремление «защитить» больного. У россиян, как утверждают авторы исследования, ситуация неизлечимой болезни скорее ассоциируется с уязвимостью пациента и необходимостью его защиты, чем с возможностью для него проявить свою волю. Вкупе с упомянуты ранее недоверием к системе здравоохранения это и приводит к тем большему неприятию людьми эвтаназии, чем больше они испытали на себе возможных причин для ее легализации. Благожелательность и забота среди россиян выражается в отказе давать врачам позволение прервать жизнь и ярко выражается в конфронтации с врачами, в то время как в Европе ситуация обратная – благожелательность как ценность скорее связывается с одобрением разрешения на эвтаназию.
В целом по результатам исследования авторами был сделан вывод, что в России к одобрению санкционированной государством эвтаназии людей может подталкивать скорее равнодушие и конформизм, чем осознанность и самостоятельность, в то время как на Западе связи одобрения эвтаназии и перечисленных характеристик почти всегда полностью обратны.