Перезахоронение и эксгумация в исламе

3593
Время прочтения статьи - 8 минут 50 секунд

Бывает, что в связи с какими-то обстоятельствами возникает необходимость извлечь тело умершего из земли и переместить его в другое место. Это может быть связано с тем, что кладбищу, на котором похоронены родственники, что-то угрожает – снос, затопление или разрушение. Может быть связано с совершением следственных действий или какими-то еще событиями. Допускает ли в этом случае исламская религия извлечение и перенесение останков умерших? Если это возможно, то каким образом? О взглядах исламских богословов на эксгумацию  и перевозку тела умершего расскажет вам эта статья.

Общие положения ислама на счет извлечения тел из земли

Перезахоронение и перевозка покоящегося в могиле тела или его останков возможны с точки зрения мусульман только в исключительных ситуациях, в результате решения богословов данной местности или общественного решения, когда это обосновано крайней необходимостью или пользой. Подобное развитие событий допускает большая часть исламских богословов, относя к такого рода исключительным случаям, например, опасение за неприкосновенность могилы, возможность затопления территории кладбища или иного рода вред, вредительство, которые могут быть нанесены могиле или кладбищу.

Существуют исторические подтверждения допустимости подобного. Например, третий праведный халиф Усман, когда увидел, что мечеть Пророка уже не вмещает всех желающих в ней молиться, приказал перенести прилегающее к ней кладбище и расширить здание храма.

При этом всеми богословами подчеркивается, что  раскапывание покойного запретно (харам) и допускается только в вынужденных ситуациях, в идеале 0 до того срока, пока тело предположительно еще не разложилось. Например, перезахоронение в связи с тем, что наследники умершего приняли ислам и решили провести погребальный обряд для покойных родителей, таковой ситуацией не является. Мусульманами считается, что любая земля — это место хранения останков человека до момента его воскрешения перед Судным Днем. Для ответа пред Богом тела будут восстановлены по Его приказу, а души, выпущенные из мира временного нахождения душ, устремятся в свои тела – следовательно, в описанной ситуации в перезахоронении нет нужды.

Перевозка тела покойного на родину, если он умер вдали от дома, с точки зрения ислама

Согласно мнению современных исламских богословов, мнение пророка Мухаммада по данному вопросу однозначно: человек должен быть похоронен в той местности, где он умер. В связи с этим некоторые ученые говорили о нежелательности перевозки тела покойного, а порой и запретности. Также передается, что супруга пророка Мухаммада Аиша, когда пришла на могилу Абдурахмана ибн Абу Бакра, перевезенного после смерти из Эфиопии в Мекку, сказала: «Клянусь Аллахом! Если бы я была рядом, то похоронила бы тебя там, где ты умер». «То есть она не видела веской причины для перевозки тела Абдурахмана в Мекку», - комментируют это ученые-богословы.

В то же время есть несколько подтверждений тому, что если имеется веская причина для перевозки тела до захоронения, то это допускается. Например, тела сподвижников Пророка Сада ибн Абу Ваккаса и Саида ибн Зайда были перевезены из местности аль-Акык в Медину и там похоронены. Также сподвижник пророка Мухаммада Абдулла ибн Умар завещал, чтобы его тело не хоронили на месте гибели, а перевезли в место Сараф.

В связи с этим богословы-ханафиты говорят, что лучше человека хоронить в той местности, где он умер, но и перевозка тела в другую местность до захоронения допускается. В свою очередь, богословы-шафииты говорят о запретности (харам) перевозки тела покойного в другую местность для захоронения. «Перевозка тела на другие земли это задержка захоронения и неуважение, пренебрежительное отношение к телу покойного», утверждают богословы.

Из описанного выше можно сделать вывод о том, что общее мнение ислама по поводу перевозки тела покойного таково: недопустима перевозка покойного в другую область. Вывоз же тела покойного на кладбище, находящееся за границей города, абсолютно допустим, так как городские кладбища обычно расположены за чертой города.

В случае, когда покойного собираются хоронить не там, где он умер, необходимо, чтобы все обязательные процедуры приготовления к похоронам (омытие, саван, погребальная молитва) были выполнены в городе или селе его кончины до отправки, так как совершение данных процедур — это обязанность тех, среди кого он жил и умер. Безусловно, в исключительных случаях люди действуют в зависимости от складывающихся обстоятельств, но с необходимым уважением и почтением к телу покойного (покойной).

Допустимость эксгумации

Что же касается раскапывания покойного, то оно, как уже было сказано, запретно и допускается только в вынужденных ситуациях и до того срока, пока тело предположительно еще не разложилось. К вынужденным ситуациям относят:

  • захоронение покойного без омытия тела (гусль);

  • захоронение на чужой, захваченной силой или незаконно территории, когда настоящий хозяин земли не соглашается на материальную компенсацию;

  • случаи, когда покойного расположили неправильно относительно киблы.

Богословы-ханафиты, в отличие от шафиитских ученых, не считают первый пункт и последний вескими причинами для раскапывания могилы: «После того, как тело покойного засыпали землей, раскапывать его категорически запрещено. Исключением могут быть только те случаи, когда никак невозможно решение того или иного конфликта или вопроса, касающегося прав живых людей, кроме как через раскапывание могилы или перезахоронение покойника. Если тело покойного не было омыто или его неправильно расположили в могиле, то после того, как тело было засыпано землей, раскапывать его и что-то изменять не следует». 

Если покойного похоронили, не завернув в саван, то считается, что раскапывать могилу и заворачивать его в саван нет необходимости, так как земля стала для него саваном. Также не следует раскапывать могилу в случае, когда над покойным не была совершена погребальная молитва. После захоронения она совершается у могилы. Если тело покойного опустили в могилу и вдруг вспомнили о том, что погребальная молитва над ним не была совершена, то, если его еще не начали засыпать землею, тело поднимают на поверхность, совершают над ним погребальную молитву, а затем опускают обратно в могилу. 

В Коране, священной книге мусульман, существует заповедь, гласящая: «не тревожь дух усопших», по смыслу которой тело умершего неприкосновенно, после того, как тело покойного предано земле, оно считается вверенным Аллаху и не может быть потревожено. В странах с фундаменталистскими исламскими режимами (например, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия) мусульмане неукоснительно следуют этому запрету. В светских мусульманских государствах (например, Турция) заповедь рассматривается более либерально, законодательно разрешена эксгумация, проводимая в интересах следствия. Стоит отметить, что сегодня многие известные алимы, в том числе Саид Рамазан аль-Бути, считают, что эксгумация допустима, если она осуществляется для расследования преступления. Тем не менее, большая часть мусульман остаются консервативными в этом вопросе.

1 декабря 2021
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок