Подземное кладбище Иерусалима

1181
Время прочтения статьи - 8 минут 0 секунд

Дефицит кладбищенского пространства - общемировая проблема, которую в каждом регионе решают по-разному. Общемировая она, потому что кладбищенской может стать не любая земля, так что даже в самых больших странах эта проблема актуальна, ведь кладбища должны располагаться не где угодно, но на доступном расстоянии от крупных населенных пунктов, да к тому же необходимо, чтобы их было возможно охранять от вандалов и т.д. А методы решения этой проблемы разнятся потому, что в каждой стране свои климатические условия, а также свои традиции, обычаи и обряды, которые в значительной степени сужают спектр вариантов решения проблемы. В нашем материале мы расскажем о том, как в настоящее время решается эта проблема в Иерусалиме.

Строительство

Святой город испытывал дефицит земли для захоронения давно, и, как сообщают городские власти, дефицит растет быстрее, чем расширяются существующие кладбища. В связи с этим несколько лет тому назад под одним из кладбищ было решено создать подземный уровень - по сути, катакомбы на манер тех, в которых две тысячи лет тому назад хоронили своих мёртвых предки современных жителей Израиля, только в этих будут лифты, LED-освещение и гольфкары для более быстрого и удобного перемещения по огромным коридорам.

Проект по строительству подземного кладбища реализовывался в течение четырёх лет и подошел к завершению в конце октября 2019 года. Всего в подземном погребальном комплексе содержится примерно два километра тоннелей с погребальными нишами в стенах (то есть, концептуально это буквально катакомбы Древнеримской эпохи) - согласно существующим расчетам, в этих нишах достаточно места для 23 тысяч новых захоронений. Для удобства перемещения по извилистым тоннелям используются маленькие автомобили наподобие гольфкаров, а спуск под землю осуществляется с помощью нескольких лифтов, которые в сумме вмещают до тридцати человек. В Иерусалиме многие местные жители отнеслись к проекту с большим энтузиазмом в том числе и потому, что он возрождает дух древних традиций.

“То, что вы здесь видите, - это первое подземное кладбище новой эпохи”, - заявляет Ади Альфандари, глава отдела по развитию израильской девелоперской компании Rolzur, которая и возглавляет данный проект. Компания Rolzur специализируется на прокладке тоннелей, хотя обычно речь идет о тоннелях для подземных автотрасс и железных дорог. Но в этот раз их клиент предъявил иные запросы - более возвышенного плана.

Заказчиком проекта в данном случае выступила компания “Кеилат-Иерушалаим", входящая в состав организации "Хевра кадиша" - основного поставщика погребальных услуг в государстве Израиль (они во многих аспектах являются монополистами в данной отрасли). Бюджет проекта составил около 200 миллионов шекелей (или 45 миллионов фунтов стерлингов, 4,5 миллиарда рублей). Примечательно, что дополнительными условиями для архитектуры тоннелей и ниш было то, что тела погребенных там должны обязательно соприкасаться с землей и что не должно создаваться возможности для похорон кремированных останков. Оба требования напрямую следуют из традиций иудаизма: согласно обычаям, кремация категорически запрещена, а тело должно встретиться с землей, и при этом в дальнейшем после похорон ни в коем случае не должно эксгумироваться и перезахораниваться. Чтобы выполнить поставленные условия, компания Rolzur были вынуждена сократить число мест для захоронений таким образом, чтобы каждое из них через каменную стену напрямую соединялось с землей.

Ади Альфандари также описал еще одну важную задачу, которая стояла перед их компанией: они должны были сделать так, чтобы подземное кладбище выглядело умиротворяюще, безмятежно, а не зловеще - к чему, увы, весьма располагают серокаменные тоннели, которые у большинства современных людей ассоциируются со сценами из фильмов ужасов. С этой целью Rolzur разместила в тоннелях мягкую LED-подсветку: линии ламп идут вдоль каждого ряда могильных ниш и под потолком тоннелей - то есть, самые верхние источники света находятся на высоте пятнадцати метров над головами гостей некрополя. На пересечениях подземных тоннелей, в свою очередь, разливается янтарный свет от гигантских подсвеченных витражей, выполненных немецким художником Ивеллем Габриэлем.

Открытие

Торжественное открытие нового некрополя состоялось 30 октября 2019 года. При этом в эксплуатацию была введена лишь примерно треть комплекса, включающая около восьми тысяч могил, готовых к размещению покойных. В других же секциях комплексы все еще продолжается прокладка тоннелей. Первые похороны здесь произошли уже в ноябре того же года. В последние две недели перед торжественным открытием рабочие торопились, чтобы успеть установить вентиляционные трубы, которые должны будут закачивать воздух в катакомбы, залегающие на глубине 50 метров, - и каждая из этих труб составляет около двух метров в диаметре.

К настоящему моменту в самом Иерусалиме почти все еврейские кладбища уже оказались закрыты из-за переполнения (не-еврейских кладбищ это не касается, так как неевреев в Израиле хоронят в отдельных некрополях). Как сообщает дирекция компании Rolzur, они теперь планируют заняться созданием подземных кладбищ по всему миру, так как считают, что разрастание городов, свойственное сегодня всем регионам планеты, с неизбежностью сделает эти проекты востребованными - если не завтра, то через пару-тройку лет. Конкретно же в Иерусалиме новый комплекс подземных катакомб был создан непосредственно под крупнейшим в городе еврейским кладбищем - Гиват Шауль, на котором быстро заканчивается место, хотя на нем располагается 250 тысяч участков для погребения. Подземный комплекс, как считается, решит проблему с дефицитом участков для погребения как минимум на ближайшие несколько лет.

Перспективы

Что же касается более долгосрочных перспектив, то руководство компании Rolzur уже строит амбициозные планы на будущее. Важно, что подземные катакомбы вообще не требуют выделение дополнительной земли сверх той, которая уже числится за кладбищем Гиват Шауль. Как сообщается, на данный момент система катакомб заняла лишь 5% от той площади, которую может занять, не нарушая надземных границ кладбища. Руководство компании полагает, что они еще долго смогут расширять эту систему тоннелей, а когда к концу века она, быть может, заполнится, то можно будет прокопать еще на 50 метров вглубь и создать еще один уровень катакомб под существующим. Таким образом, мертвые окажутся погребены в полном соответствии с самыми строгими традициями и при этом не отнимут ни лишней пяди земли у живых, оставив поверхность для городской застройки. В настоящее время аналогичные многоуровневые кладбища строятся по всей территории Израиля.

24 ноября 2020
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок