Похороны в Древнем Египте: ритуал

21570
Время прочтения статьи - 9 минут 10 секунд

Трудно найти похоронные традиции, с которыми было бы связано столько мифов и преданий, сколько связано с погребением у древних египтян. Величественные пирамиды и древние гробницы, мумификация и «книга мертвых» издавна интересуют людей.

За долгие тысячелетия истории Древнего Египта похоронные практики населявших его народов сильно менялись. Тем не менее преемственность традиций сохранялась, и несмотря на различия в нюансах, мы можем описать «усредненную» картину древнеегипетских похорон.

Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь

Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон сложились под влиянием религиозных представлений о загробном мире. Считалось, что каждого жителя Египта впереди ждет «вечность». Эта вечная загробная жизнь мало походила на наши представления о Рае. После смерти и суда бога Осириса, умерший отправлялся в Поля Камыша (Поля Иалу), которые представляли собой идеализированное отражение жизни умершего египтянина.

Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились в Египте уже к 4000 г. до н. э. Вера в «вечность» просуществовала до 30 гг. до н. э. и успела повлиять на похоронные обряды и представления многих народов о загробной жизни.

Скорбь и траур в Древнем Египте

Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные проявления скорби.

Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте

После завершения траурного шествия, тело отправлялось на мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало, что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.

Семья усопшего обращалась к профессиональным бальзамировщикам, которые во многом были «ритуальными агентами» Древнего Египта. Первым бальзамировщиком, по египетским мифам, был бог Анубис, один из покровителей загробного мира. Именно его прикосновение превращает умершего в «оживленного», которому предстоит отправиться в путешествие в мир мертвых.

Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.

Цена определялась рядом факторов:

  • из какого материала будет изготовлен гроб усопшего;
  • сложность резьбы наносимой на гроб или саркофаг;
  • сложность процедуры мумификации;
  • комплекс погребальных ритуалов.

Соли для мумификации

Основным ингредиентом в мумификации был оксид натрия, который египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в природе, и жители Древнего Египта добывали его преимущественно во впадине Вади-Натрун в окрестностях Каира. Это вещество прекрасно высушивает и расщепляет жир, что делало его подходящим для мумификации. Впрочем, в более бюджетных похоронах использовалась и простая соль.

Три вида погребения

В самом дорогом виде похорон из тела покойного извлекались все внутренние органы за исключением сердца, которое считалось вместилищем души, а потому наделялось сакральным статусом. Полости тела затем промывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались. После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По завершении этого периода, тело усопшего вновь омывали, после чего заматывали в порезанное на полоски льняное полотно (те самые «бинты», в которые завернуты мумии). В таком виде тело покойного отдавали семье усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гробу обычно придавали вид человеческой фигуры.

Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости. После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.

Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и помещение покойного в соль.

«Вчерашний лён» — погребальное одеяние бедняков

Даже самые бедные египтяне проводили погребальные церемонии, так как считали, что если усопшего не похоронить должны образом, то его душа вернется, чтобы мучать живых родственников. Поскольку мумификация была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои ношенные вещи бальзамировщикам, чтобы те пустили их на бинты. Поскольку бедняки не могли позволить себе новое льняное полотно, то они заворачивали тела своих родных во «вчерашний лён».

Со временем эта фраза стала применяться ко всем умершим. Её часто использовали профессиональные плакальщицы на похоронах, обращаясь к усопшему. Льняные бинты также называли «локонами Нефтиды», в честь богини, которую связывали со смертью и загробной жизнью.

Ритуал «Отверзение уст»

Начиная с периода Древнего Царства, перед помещением усопшего в гробницу проводилась церемония отверзения уст. Эта церемония еще раз подчеркивала значение физического тела покойного в обретении душой вечной жизни. Жрец зачитывал ритуальные заклинания, прикасаясь лезвием ножа ко рту покойного (чтобы тот мог есть, пить и дышать), а также к ногам и рукам, чтобы тот мог ходить по гробнице. После завершения погребения и запечатывания могилы, читывались молитвы, которые должны были помочь умершему отправиться в путешествие в загробный мир.

Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта

Изначально гробницы в Древнем Египте представляли собой могилы в земле, но затем развились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сделанную из кирпича-сырца и покрытую кирпичной кладкой. Мастабы со временем были заменены на ступенчатые пирамиды, а те сменились гладкими «настоящими пирамидами».

Назначение подобных гробниц заключалось в том, чтобы защитить тело усопшего, которое было связано с его душой, от воров, злоумышленников и непогоды. Саркофаги также создавали с целью практической и символической защиты тела усопшего. Так, линия иероглифов, тянущаяся по продольной части саркофага, должна была служить «хребтом» покойного и давать усопшему силу.

Ушебти – слуги в загробном мире

Богатство гробницы во многом зависело от материального благополучия семьи усопшего. Умершего старались отправить в последний путь в роскоши, окруженного дарами и культовыми предметами. В число культовых предметов, которые египтяне клали в усыпальницу, входили статуэтки ушебти.

При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.

Возможно, вам будет интересно:

23 января 2019
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок