Похоронный краудфандинг

С начала 2010-х годов развитие Интернета и связанных с ним коммерческих структур привело к появлению краудсорсинговых и краудфандинговых платформ. В самой их сути, разумеется, ничего принципиально нового нет: опосредованные Интернетом краудсорсинг и краудфандинг – это новые способы низовой кооперации, которые позволяют найти либо помощников (краудсорсинг), либо жертвователей (краудфандинг) на какое-то дело, которое человек не может сделать сам. Но если раньше круг таких помощников и благодетелей ограничивался кругом родственников, друзей или, в более древние времена, общиной, то теперь благодаря современным технологиям появилась возможность найти таковых и за пределами своего непосредственного круга общения.

Краудсорсинговые и краудфандинговые платформы позволяют создать страницу, на которой автор описывает цели и задачи того, что намеревается осуществить, обозначает минимальную сумму, которую планирует собрать и оставляет реквизиты своих счетов, на которые впоследствие будут перечислены средства. Поначалу краудфандинговые интернет-платформы использовались для того, чтобы собирать средства на создание произведений искусства независимыми творцами (например, на съемки авторского кино), в дальнейшем краудфандингом также заинтересовались и крупные компании, которые с его помощью хотели убедиться, что на разрабатываемый ими товар будет спрос. Однако уже через пару лет люди стали пытаться «краудфандить» всё что угодно: одни собирают деньги на свадьбу, другие - на заграничное путешествие, третьи – на образование для детей. Логично, что в какой-то момент краудфандинговые сервисы начали использоваться и для сбора средств на организацию похорон.

Похоронный краудфандинг

Здесь в пору вспомнить, что всего пару веков назад организация похорон для подавляющего большинства людей и была вполне себе «общим делом». От крестьянских общин России до фронтиров Среднего Запада США похороны с точки зрения «простых людей» выглядели так: один сосед делал гроб (чаще всего – тот, кто по профессии был мебельщиком, столяром или плотником), другие помогали копать яму, третьи помогали готовить поминальную трапезу, четвертые помогали нести гроб до кладбища. Где-то такой порядок сохранялся до конца ХХ века, где-то изжил себя раньше, однако несомненно то, что во все времена похороны были чем-то, с чем человек не может справиться в одиночку, и потому нуждается в помощи. При этом очевидно, что теперь общество живет иначе, а значит коллективная помощь должна организовываться по-новому.

Согласно информации, имеющейся в СМИ, первые похороны с использованием краудфандинговых интернет-платформ были организованы в 2010-х годах в США. С учетом того, что в США средняя стоимость похорон колеблется в диапазоне от 7000 до 10000 долларов, очевидно, что большинство семей нуждается в той или иной помощи извне, если у умершего не было страховки. Примечательно, что большинство людей, использующих сегодня интернет-платформы для организации похорон вовсе не рассчитывают привлечь средства извне своего круга общения: оказывается, что многим так просто проще собирать пожертвования от друзей и родных, особенно от тех, которые живут далеко. Тем не менее, многие авторы таких кампаний по сбору средств сообщают, что среди двадцати-тридцати пожертвований, как правило, находится одно от незнакомого человека, который просто «проходил мимо и решил помочь».

Первоначально похоронные краудфандинги организовывались на платформах вроде GoFundMe, Youcaring или Crowdrise, однако достаточно скоро были созданы платформы, специализирующиеся на сборе средств именно для похорон – например, FuneralFundMe. Более того, некоторые ритуальные агентства сотрудничают с конкретными похоронными краудфандинговыми платформами, что позволяет перечислять все собранные средства им напрямую. Здесь очевидно определенное удобство: таким образом, наняв похоронное бюро, клиент также может через него же организовать кампанию по сбору средств на оплату услуг этого самого похоронного бюро. При этом, если подобный способ кооперации между ритуальным агентством и краудфандинговой платформой реализуется не впервые, то сотрудники агентства могут помочь клиенту правильно организовать кампанию по сбору средств и более эффективно привлечь их. Можно ожидать, что уже в недалеком будущем, когда финансирование похорон через краудфандинг распространится по миру шире, многие ритуальные агентства будут предлагать организацию кампании по сбору средств в качестве стандартной дополнительной услуги при заключении договора – в том числе прижизненного.

На данный момент американские исследования показывают, что число граждан США, жертвующих либо получающих пожертвования на похороны, быстро растет на протяжении последних нескольких лет. Суммируем здесь несколько важных возможностей, которые привлекают людей в идее похоронного краудфандинга:

  • возможность быстро и централизованно собрать средства даже от тех родных и близких, которые живут далеко;
  • возможность привлечь средства от «друзей друзей» благодаря социальным сетям и т.д.;
  • возможность оценить свой похоронный бюджет до и в процессе организации погребения, скорректировать планируемые расходы по мере хода кампании по сбору средств.

Социальная программа ЗАБОТА
Узнать больше
о социальной программе...

Проблемы и вызовы

Очевидно, однако, что новые технологии и практики и в данном случае приносят с собой новые проблемы. Первые проблема, которую обычно упоминают в связи с краудфандинговыми похоронами, – это отказ от страховки. Некоторые эксперты полагают, что чрезмерное преувеличение СМИ возможностей краудфандинга может привести к тому, что люди будут чаще отказываться страховать свою жизнь и здоровье, успокаивая себя идеей о том, что, случись что, их семья «как-нибудь» насобирает средств через краудфандинговые платформы. Приведет ли развитие похоронного краудфандинга к снижению спросы на страховки в действительности, покажет время.

Следующая проблема проистекает из потенциально возможного «слишком» плотного сотрудничества между похоронными бюро и краудфандинговыми сервисами: существует вероятность, что похоронные агентства, получившие контроль над кампаниями по сбору средств своих клиентов, начнут «подгонять» цены своих услуг под текущий бюджет так, чтобы он точно был полностью потрачен.

Еще одна проблема заключается в том, что, как и в случае с другими краудфандинговыми проектами, очередная кампания по сбору средств может оказаться фальшивкой: на самом деле никто не умер (или умер, но уже давно был похоронен, и т.п.), и организаторы сбегут с деньгами, как только получат их на руки. При этом наличие договора с похоронным бюро не гарантирует вообще ничего: уже известны несколько случаев, когда люди публиковали фотографии договоров, собирали средства, а затем исчезали – переставая отвечать в том числе на звонки из ритуального агентства.

Наконец, важно помнить, что краудфандинг работает с разными ограничениями в зависимости от законодательства конкретной страны. Перед тем, как пользоваться им – не только для организации похорон, но и вообще – необходимо прояснить для себя ряд важных правовых вопросов.

  1. Иногда для организации кампании по сбору средств может требоваться регистрация в качестве ИП или юридического лица.
  2. Пожертвования могут облагаться налогом - незнание о нём и его неуплата могут привести к огромным проблемам, которые уж точно не нужны во время похорон.
  3. В ходе перемещения средств со счетов жертвователей на счета краудфандинговой платформы, а затем - на счета клиента или ритуального агентства могут взиматься транзакционные комиссии, о наличии и объеме которых всегда следует знать заранее.
  4. Многие краудфандинговые платформы взимают в свою пользу процент со всех собранных пожертвований.
5 марта 2020

Возможно, вам будет интересно: