Похороны Михаила Кокшенова
Будущий актер Михаил Михайлович Кокшенов сперва окончил индустриальный техникум и пытался работать инженером, но эта стезя ему быстро разонравилась. Унаследовав от матери тягу к театру, он поступил в Щукинское училище, которое успешно окончил в 1963 году, после чего пошел работать в Академический театр имени Владимира Маяковского в Москве. Еще с 1957 года Кокшенов начал сниматься в небольших эпизодах советского кино (поначалу его имя даже не указывали в титрах – столь незначительны были эти роли). На протяжении 1960-х годов он играл в кино и театре, обнаружив свое амплуа в ролях «людей из народа»: Кокшенов играл простоватых мужичков – шоферов, трактористов, рабочих и солдат, продавцов на рынке и т.д. Но в 1975 Леонид Гайдай позвал Кокшенова сниматься в «Не может быть!» – и эта роль принесла актеру всесоюзную известность. Карьеру Кокшенова пошла в гору и прервалась только с его болезнью и смертью. В 1990-х, которые были голодными годами для многих российских деятелей культуры, Кокшенов поднялся как никогда. Он обнаружил в себе хорошие предпринимательские способности и начал в качестве режиссера и продюсера снимать простое незамысловатое кино с небольшим бюджетом, которое привлекало массового зрителя новой на постсоветском пространстве эротикой и экшн-составляющей, позаимствованной у американского кино. Ему не только удавалось легко выбивать бюджеты у банкиров и других бизнесменов и, таким образом, самому держаться на плаву, пока многие другие советские звезды уходили в небытие, но и спасать от голода своих коллег и друзей. Наталья Крачковская позднее вспоминала, что именно благодаря Кокшенову она смогла пережить голодные девяностые – с ее точки зрения, Кокшенов спас от голода многих актеров в те годы. За свою долгую творческую карьеру Кокшенов снялся почти в двухстах фильмах и двадцать раз выступал в качестве режиссера. Также он снимался в многих выпусках журнала «Ералаш!» и продолжал играть в театре, а также в телесериалах, а также работал актером озвучания и участвовал в радиоспектаклях. Михаил Михайлович Кокшенов отошел от дел только в начале 2010-х годов, будучи уже очень немолодым человеком. Он скопил достаточно денег на безбедную старость и рассчитывал посвятить следующие годы своей семье.
Смерть
17 октября 2017 года Кокшенова госпитализировали в отделение реанимации московской ГКБ № 1 с инсультом, вскоре переведён в Центральную клиническую больницу № 1 управделами президента. У актера произошел инсульт – и в это мало кто мог поверить, поскольку Кокшенов, вопреки своему сценическому образу, в реальности вел очень здоровый образ жизни: не пил, не курил, правильно питался и занимался физкультурой. Более того, этот выбор был абсолютно осознанным и рациональным: после тяжелого детства Кокшенов стремился сделать все возможное, чтобы сделать свою жизнь как можно более комфортной и здоровой, чтобы жить долго и счастливо. Это касалось как заботы о своем финансовом благополучии, которую отмечали все его коллеги и друзья так и заботы о физическом и психическом здоровье. Инсульт отнял у актера многое – как и большинству немолодых людей, которые переносят инсульт, Михаилу Кокшенову пришлось заново осваивать координацию движений и учиться выполнять элементарные действия. Восстанавливаться ему помогали хорошие специалисты, на которых семья не жалела денег, а также, собственно, родственники, которые по возможности проводили с ним много времени. Три года с ним работала сиделка – и, если верить родным актера, очень помогла ему встать на ноги. Увы, организм актера оказался слишком изношен и уже не сумел справиться с последствиями инсульта. 4 июня 2020 года Кокшенов скончался. Ему было 83 года.
Прощание
Публичное прощание с Михаилом Кокшеновым состоялось 7 июня 2020 в траурном зале клиники МЕДСИ. Прощание и похороны были организованы городской похоронной службой Ritual.ru. Мероприятие проходило по высшему разряду: шикарный гроб, множество венков. Увы, в это время в столице как раз бушевала очередная волна нового коронавируса, так что большинство пожилых друзей и коллег Кокшенова предпочли выразить семье соболезнования дистанционно, а являться лично не рискнули – так что всего на прощании присутствовало от силы двадцать человек. Церемония была омрачена поведением Алексея Панина младшего, который явился на похороны пьяным, начала говорить нелицеприятные вещи о покойном, стучал по крышке гроба, ссорился с другими гостями, а когда Борис Токарев и Людмила Гладунко прогнали Панина из зала прощаний, он начал общаться с осадившей крематорий прессой и рассказал, что, с его точки зрения, Кокшенов был абсолютно бездарным режиссером, который думал всегда только о деньгах, и выходило, что и Панин снимался у него исключительно ради денег, никогда не уважая в Кокшенова творца. Слова Панина были, разумеется, неуместны на похоронах, однако ради справедливости отметим, что все, сказанное им сгоряча в тот день, полностью соответствовало тому, что всегда говорили о Кокшенове его друзья и коллеги – Михаил Михайлович действительно работал ради достатка, а не ради искусства. Так или иначе, поступок Панина все осудили; после его ухода церемония продолжалась в обычном порядке.
Похороны
Из Митинского крематория урну с прахом покойного режиссера погрузили в автокатафалк и повезли на Новодевичье кладбище Москвы, где Кокшенов упокоился рядом с мамой и бабушкой – как он того и хотел. Семейное захоронение Кокшеновых представляет собой небольшой могильный участок с гранитной черной плитой во всю площадь и таким же надгробием, скругленным сверху. На простом черном гранитном мемориале перечислены имена и даты жизни похороненных – и больше ничего. На участке поддерживается идеальная чистота, периодически в выемки на могильной плите доставляют свежие цветы. Церемония погребения, однако, отметилась и еще одним небольшим происшествием: на нее пришли вторая и третья жены актера (которые дружили между собой последние годы), а также его дочь от первого брака, о существовании которой широкой общественности было до той поры неизвестно. Вскоре после похорон стало известно, что первая жена актера и его дочь от первого брака намерены судиться с двумя другими супругами и их детьми за наследство – последствия этих решений пока что никому неизвестны.
Признание заслуг
Еще при советской власти Михаил Михайлович Кокшенов был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР (в 1983 году). Звание Народного артиста он получил уже в Российской Федерации – 1 июля 2002 года. Также режиссер был обладателем Ордена Дружбы, который был ему вручен 21 мая 2007 года. Несмотря на то, что работы Кокшенова никогда не были ориентированы на покорение творческих Олимпов, его друзья и коллеги запомнили его как человека, который спас их в голодные девяностые годы и, таким образом, позволил многим старым и молодым актерам продолжать свои карьеры вопреки превратностям судьбы.