Похороны Маяковского
Смерть Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский был выдающимся русским и советским поэтом, а также драматургом, киносценаристом, кинорежиссером, актером, художником. Его авторству принадлежат не только сотни художественных произведений, но и тысячи политических и рекламных плакатов: в 1920-х он делал рекламу для ГУМа, для авиакомпании «Добролет», для «Аэрофлота», для «Моссельпрома» и многих других предприятий. Также Маяковский был редактором журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ», а на международных выставках декоративно-прикладного искусства выигрывал престижные награды за свои работы как дизайнер.
Человек многих талантов, Маяковский без устали расходовал их все на поддержку советской власти, приход которой всячески приветствовал, видя в ней возможность для обновления культурной и духовной жизни российского общества. Однако в конце концов он впал к власти в немилость за то, что посмел её критиковать: весной 1930 года провалились его пьесы «Баня» и «Клоп», его выставку «20 лет работы» бойкотировали, а его выездную визу отозвали, оторвав поэта, таким образом, от его лучших друзей – супругов Брик, – на тот момент проживавших за границей.
Всё это оказывало удручающее воздействие на психическое состояние поэта, который, если верить словам его друзей, предпринимал попытки суицида неоднократно, но по тем или иным причинам либо передумывал доводить их до конца, либо они не удавались. В конце концов, после ссоры с подругой 14 апреля 1930 года, пребывая по адресу Лубянский проезд д. 3/6, строение 4 на четвертом этаже коммунальной квартиры, где находилась его комната-мастерская, Маяковский, на тот момент испытывавший уже сильные проблемы с душевным здоровьем, выстрелил себе в сердце из «Маузера», отчего мгновенно скончался. Ему было всего 36 лет. Решение это, принимая во внимание все обстоятельства его жизни, явно было отнюдь не спонтанным, что подтверждает и оставленная им предсмертная записка:
«ВСЕМ.
В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. – Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся. Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться.»
После смерти поэта была произведена некропсия: вскрытие было обусловлено рядом соображений, одним из которых были слухи, будто Маяковский страдал от венерических заболеваний – это не подтвердилось. Пока родственники и друзья сидели в гостиной квартиры, тело пребывало в комнате – патологоанатомы распилили череп Маяковского и извлекли его мозг, который врачи показали друзьям покойного и отметили, что тот был чрезвычайно велик и весил целых 1700 граммов, после чего увезли в институт мозга, где он помещен на хранение. Согласно тогдашним обычаям были изготовлены две посмертные маски. Одну сделал Константин Слуцкий, а вторую – Сергей Меркулов. Что примечательно, Маяковский при жизни многократно критиковал работы Меркулова.
Прощание
С 15 по 17 апреля тело Маяковского в гробу было выставлено для прощания в московском клубе писателей. Оформителем гроба в футуристическом стиле выступил знаменитый скульптор-оформитель Антон Лавинский, в чей семье вырос внебрачный сын Маяковского. Цветов у гроба почти не было – был еловый лапник и железный венок из молотов, маховиков и винтов, а рядом с ним надпись: «Железному поэту – железный венок». За три дня клуб писателей посетило около 150 тысяч желавших попрощаться с великим современником. В том числе было и множество именитых гостей – главным образом, конечно, коллег, друзей и соратников Маяковского. В их числе были Валентин Катаев, Иосиф Уткин, Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф и многие другие.
Процессия
17 апреля гроб с телом поэта погрузили в кузов грузовика, обшитого железного листами. Согласно сообщениям современников-очевидцев, траурная процессия растянулась на много километров, за кортежем шли десятки тысяч человек, на Поварской, Кудринской и Арбате оказалось полностью парализовано транспортное и пешеходное движение, люди страдали в давке, забирались на заборы и крыши. На подходе к крематорию милиционерам, охранявшим траурную процессию, пришлось стрелять в воздух, чтобы разогнать толпу и дать возможность носильщикам с гробом войти в ворота здания и попасть внутрь. Толпа прорвалась во двор крематория и пыталась ворваться внутрь самого здания – их сдерживала конная милиция. Мать Маяковского – Александра Алексеевна – попросила милицию найти в толпе Лилю и Осипа Бриков, потому что хотела, чтобы лучшие друзья умершего присутствовали при сожжении.
Кремация
Решение о кремации тела поэта было принято комиссией по организации похорон Маяковского. В то время в СССР как раз активно шла пропаганда «огненного погребения» как революционного и авангардного способа избавления от мертвых тел, а Маяковский всегда позиционировал себя как наиболее «передового» и авангардного деятеля искусства. Насколько известно, родные и близкие поэта были согласны, что подобные похороны подходят к образу, который поэт создавал себе при жизни. Кремацию производили в совсем недавно построенном Донском крематории – первом в СССР. В последние минуты перед отправкой тела в печь играл «Интернационал». Тело поэта было сожжено в 7 часов 35 минут 17 апреля 1930 года. Таким образом, Маяковский стал одним из первых значимых советских деятелей искусства, тела которых после смерти подверглись кремации. Об этом факте активно писали государственные газеты, делая сожжение тела поэта, таким образом, еще одним ходом советского правительства в популяризации кремации.
Контейнер, содержащий прах Маяковского, разместили в колумбарии Донского крематория на специальном возвышении-горке. Здесь урна простояла 22 года, однако в 1952 году было принято решение изъять урну из крематория, так как такое место последнего упокоения, как считалось, не соответствовало общественному статусу Маяковского. Урну с прахом перезахоронили 22 мая 1952 года на Новодевичье кладбище.
Последствия
Квартира, где жил свои последние дни Маяковский, в 1974 году стала Государственным музеем Маяковского. Мозг Маяковского стал частью коллекции мозгов под названием «Пантеон», которая была организована созданным в 1928 году Институтом мозга. Организация изначально создавалась в качестве лаборатории по изучению человеческой гениальности путем исследования мозгов выдающихся личностей. В ту же коллекцию вошли мозги Андрея Белого, Эдуарда Багрицкого, Александра Богданова и Владимира Ильича Ленина – ради которого, справедливости ради, вся лаборатория изначально и создавалась.
Имя великого поэта было дано огромному количеству объектов как в Советском Союзе, так и за его пределами. В частности, имя Маяковского носит множеству улиц в современных городах России и бывшего СССР, несколько станций метро, множество театров и кинотеатров, а также библиотеки, дворцы культуры, парки и воздушные суда. В честь Маяковского также была названа малая планета. Памятники Владимиру Маяковскому есть в Дзержинске, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Тбилиси, Уфе, Новокузнецке, Вологде, Копейске и других городах.