Реставрация кладбищ: инициативное бюджетирование

1769
Время прочтения статьи - 11 минут 10 секунд

Каждый человек мечтает жить в красивом и благоустроенном месте. Дом, улица, поселок, город – каждый из этих уровней хотелось бы видеть в чистоте и порядке. В частности, заметной частью окружающего нас жизненного пространства являются кладбища. Это не только места упокоения и памяти, но и заметный элемент городской или сельской среды – люди, даже просто проходящие мимо, так или иначе получают впечатление. Ухоженные, обустроенные кладбища приятны взору, они могут быть местом прогулок и размышлений о вечном. Кладбища, пришедшие в запустение, вызывают тоску и становятся местами различной асоциальной деятельности, а порой даже источниками болезней. Да и каждому, наверное, хотелось бы, чтоб его родные были упокоены среди аккуратных рядов могил и тропинок, а не в хаосе бурьяна и грязи.

К сожалению, у нас в стране поддержанием состояния кладбищ зачастую занимаются не самые ответственные люди, да и средств на это хронически не хватает. Столица и крупные города еще могут себе позволить тратить большие деньги на кладбища с памятными захоронениями, куда приезжают толпы туристов, а вот небольшие поселки и деревни зачастую не имеют возможности элементарно поддерживать чистоту на территории своих кладбищ. Мало какие фонды или государственные ведомства готовы выделять ресурсы на восстановление и сохранение погостов, которые важны буквально нескольким десяткам жителей небольших населенных пунктов, а никакой целевой государственной программы именно на эти цели в масштабах страны не предусмотрено.

Однако же, в том случае, если в поселке есть достаточное количество инициативных граждан, для приведения местного кладбища в порядок они могут с относительно недавних пор воспользоваться особым механизмом государственной поддержки своего начинания – получить деньги от муниципальных или, чаще, областных властей с помощью так называемого «инициативного бюджетирования».

Что такое «инициативное бюджетирование»?

Суть инициативного бюджетирования состоит в том, что жители сельских поселений принимают непосредственное участие в определении приоритетных проблем местного значения и получают доступ к распределению части бюджетных средств, а серьезность своих намерений выражают с помощью частичного со-финансирования решения озвученных проблем. Другими словами, инициативная группа жителей определяет совместным решением некоторую проблему, составляет смету ее решения, собирает из частных источников несколько процентов от необходимой суммы денег, обращается со всем этим в областные органы власти и получает недостающую часть средств из бюджета.

Сама по себе подобная практика существует долгое время, в различных регионах страны ее развивали в той или иной степени на протяжении многих десятилетий, но с 1 января 2021-го года описанный механизм был однозначно определен на уровне всей страны. Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» с 1 января 2021 года была введена дополнительная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – инициативные проекты. Теперь органы государственной власти обязаны принимать обоснованные предложение граждан, касающиеся местных проблем, и в установленном порядке привлекать их к распределению бюджетных средств. Ко кругу проблем, которые могут быть решены таким образом, относятся и проблемы благоустройства, то есть, в том числе, неподобающий вид кладбищ и погостов. Регулярное получение денег на текущее поддержание могил в порядке таким образом получить не получится, однако организовать масштабную реконструкцию и восстановление после долгих лет разрухи – возможно

Как организовать реконструкцию кладбища описанным образом

Согласно указанному закону, с инициативой о внесении инициативного проекта по реконструкции кладбища на муниципальном уровне вправе выступить инициативные группы граждан, органы территориального общественного самоуправления (ТОС) или старосты сельского населенного пункта, а также, в ряде случаев, некоммерческие организации (НКО). Количество граждан формирующих инициативную группу или выходящих с предложением от организации, законом никак не регламентируется, но они должны быть местными жителями и выражать интересы местного населения. Также не ограничивается законом сумма бюджетных средств, то есть при правильно составленной смете на выполнение реконструкции могут быть получены любые деньги, физические доступные бюджету.

Инициативный проект по реконструкции кладбища должен содержать следующие сведения:

  • описание текущего состояния кладбища и предполагаемых изменений;
  • обоснование предложений по предлагаемым изменениям, то есть описание проблем, вызванных текущим состоянием;
  • описание ожидаемого результата реализации предлагаемых изменений;
  • предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта по реконструкции кладбища;
  • планируемые сроки реализации проекта;
  • сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации всего описанного;
  • указание на объем средств местного бюджета, необходимых на реализацию инициативного проекта;
  • если предложение выдвигается инициативной группой граждан – должен быть приложен протокол о формировании этой группы.

Инициативные проекты, внесенные в местную администрацию, рассматриваются в установленные законом сроки, которые согласно Федеральному закону №131-ФЗ не могут превышать 30 календарных дней. На этом этапе обязательно проводится технический анализ проекта реконструкции, проверяется наличие необходимых документов, техническая возможность реконструкции, соответствие предполагаемой стоимости имеющимся финансовым и экономическим ограничениям, а также отсутствие дублирования инициативного проекта в других государственных программах субъекта Российской Федерации или муниципальных программах.

Работы по техническому анализу, как правило, проводятся техническими специалистами администрации субъекта. При необходимости к этой работе привлекаются специалисты в соответствующей сфере деятельности – в частности, это могут быть эксперты в сфере дизайна городской среды, ритуальной сферы или представители НКО, имеющих отношение ко кладбищам.

Прошедшие технический анализ проекты попадают, согласно закону, на конкурсный отбор, который, в зависимости от условий региона, может реализовываться:

  • на основании оценки проектов с помощью заранее разработанных и обнародованных критериев;
  • на основании результатов прямого голосования всех местных жителей
  • на основании голосования представителей населения (например, на конференции делегатов).

Каждый из данных механизмов конкурсного отбора может быть использован в комбинации с другими механизмами, или может быть дополнен их отдельными элементами. Во всех случаях для определения результата создается конкурсная комиссия - коллегиальный орган, половина членов которого назначается от местной представительской власти, а половина – от граждан или организаций, выступающих с инициативами.

Конкурсный отбор, что важно, должен быть проведен даже в том случае, если в администрацию населенного пункта поступил всего один проект.

На основании победы в конкурсном отборе авторы проекта реконструкции кладбища получат возможность приступить непосредственно к проведению процедуры инициативного бюджетирования, то есть сбору средств и распоряжению бюджетными ресурсами. Для этого при местной администрация создается рабочая группа реализации проекта, а для фактического планирования и проведения мероприятий создается проектный центр из числа граждан, изначально выступивших с инициативой, и нанятых ими специалистов.

Проектный центр на всех этапах своей работы может привлекать волонтеров, а главной целью его деятельности является реализация «инициативного бюджетирования», то есть информирования населения о возможности решить некоторую проблему и документированный сбор средств на обеспечение софинансирования решения этой проблемы. Другими словами, в этот момент инициаторам реконструкции кладбища будет необходимо как можно шире распространить информацию о имеющейся возможности среди местного населения и попросить их поддержать проект деньгами или личным участием.

В случае успешного выполнения всех требований, который закон предъявляет к проекту инициативного бюджетирования, расходы на реконструкцию кладбища будут утверждены в расходных статьях бюджета области, и работы могут быть выполнены в кратчайший срок.

Дополнительную информацию о возможностях организации проектов инициативного бюджетирования вы можете получить по ссылкам:

13 августа 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок