Русские кладбища в США

2191
Время прочтения статьи - 8 минут 50 секунд

В настоящий момент, согласно официальным данным, в США проживает более трех с половиной миллионов русских, однако, надо полагать, большинство россиян знает – и то понаслышке - лишь о двух «русских» районах Америки: все слышали про русский квартал Нью-Йорка под названием Брайтон-Бич, а еще все помнят про то, что когда-то Российская империя продала Америке Аляску вместе с поселенцами, что там жили. В действительности городов, где на протяжение последней сотни лет проживали русские люди в США множество – чего стоит штат Калифорния, в Кремниевую Долину которого на протяжение нескольких десятилетий эмигрировали десятки тысяч технических специалистов из России и других стран бывшего СССР. Немало в США и православных приходов – руководит ими Русская православная церковь заграницей. Есть также православные скиты и даже монастыри, хотя и немного. В тех районах, где уже долгое время проживают русские, очевидным образом за десятилетия сложились русские кладбища или православные кладбища со значительной долей русских захоронений. Ввиду их огромного числа, в данной статье будет сказано лишь о некоторых из них, по тем или иным причинам примечательных.

Русское кладбище в Ново-Дивееве

Русское православное кладбище в Ново-Дивееве, принадлежащее Новодивеевскому монастырю, – это, безусловно, самое большое из русских православных кладбищ в Соединенных Штатах. Оно находится в населенном пункте под названием Нануэт, в штате Нью-Йорк. Согласно официальным данным, на земле данного кладбища лежит более семи тысяч покойных.

Это кладбище сформировалось относительно недавно. В 1949 году в США мигрировал протопресвитер Адриан Рымаренко и задался целью создать на американской земле православный монастырь. Спустя несколько лет, которые ушли на сбор пожертвований, наконец, мечта Рымаренко осуществилась: он и его сподвижники выкупили здания, принадлежавшие католическому монастырю Спринг-Уэлли, на тот момент пребывавшие в запустении, и превратили их в православный Новодивеевский монастырь. Уже вскоре на этом кладбище начали перевозить покойных из многих центров русской эмиграции: из Франции, Бразилии, Марокко и т.д.

Большая часть надгробий на Новодивеевском кладбище представляет собой простые православные кресты из камня, обычно из мрамора либо из гранита. Из числа достопримечательностей этого кладбища можно отметить черномраморный памятник, посвященный кадетам, который венчают позолоченный купол и крест. Фасад памятника содержит в себе выемку, где на плите из серого гранита выгравированы (по-русски) следующее:

«Кадетам на поле брани живот свой положившим, в смуте убиенным, в мире скончавшимся, и славному прошлому российских кадетских корпусов, взрастивших поколения верных сынов исторической России посвящают рассеянные по свету, но не расторгнутые кадеты. 1994».

Еще одной значимой достопримечательностью Новодивеевского кладбища является мемориал, посвященный генералу А. А. Власову и военнослужащим руководимой им Русской Освободительной Армии, воевавшей на стороне гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны. Вплоть до 1990-х этот памятник был единственным на Земле монументом, посвященным «предательской» армии.

Покровский скит (Бьюна-Виста-Тауншип)

В округе Атлантик штата Нью-Джерси существует тауншип Бьюна-Виста-Тауншип, в котором находится Покровский Скит в Новой Кубани (The Hermitage Of The Holy Protection), являющийся частью Восточно-Американской епархии, относящейся к Русской православной церкви заграницей. В начале 1950-х годов в этот регион прибыли эмигранты из числа донских казаков, которые основали здесь поселение под названием Новая Кубань, а заодно, что логично, и православный церковный приход. В 1960-х и 1970-х эмигранты построили храм и различные вспомогательные постройки.

По мере того, как эмигранты первого поколения умирали, а их потомки разъезжались по крупным городам, казачья станица понемногу вымирала, а вместе с ней угасал и храм. В конце концов, к началу 2000-х годов регулярные богослужения в храме Новой Кубани уже фактически прекратились, так как почти некому было их посещать. В 2015 произошла реорганизация: новокубанский приход превратился в Покровский мужской скит.

Кладбище, существующие здесь с момента основания храма, работает по сей день. На протяжение своего существования оно принимало не только русских, но православных как таковых со всей округи: здесь также есть украинцы, сербы, да и православные американцы. Выглядит это кладбище вполне привычно для граждан России: над могилами возвышаются русские и византийские православные кресты с двумя перекладинами. Примечательны имена, выгравированные или написанные на надгробиях: они, как правило, двойные: первое имя - то, что было получено человеком при рождении, а второе - то, которым человек называл себя в Америке. Новые имена люди брали себе по двум причинам: либо для того, что быть более удобнопроизносимыми для американцев, либо в страхе, что их выдадут Советскому Союзу. В настоящее время в Покровском ските ведутся регулярные богослужения, а кладбище продает новые участки под семейные захоронения.

Ново-Коренная пустынь

В штате Нью-Йорк неподалеку от населенного пункта под названием Магопак вот уже больше полувека существует подчиненный Русской православной церкви заграницей ставропигиальный мужской монастырь – Новая Коренная пустынь.

Ново-Коренную пустынь создал епископ Серафим (Иванов), прибывший сюда в 1950 году. Изначально этот монастырь задумывался в качестве резиденции Архиерейского Синода РПЦЗ, а также в качестве места постоянного пребывания чудотворной Курско-Коренной иконы. Так или иначе, и Архиерейский Синод и икона располагались в этом монастыре всего 2 года, а в 1952 эти помещения заняла мужская монашеская община, которой руководил архимандрит Иннокентий Быстров.

В течение нескольких десятилетий монастырь развивался и принимал множество паломников – главным образом, это были русские эмигранты, либо их потомки. В 1990-х годах стал очевиден упадок монастыря, и к началу 2000-х монахов здесь уже практически не оставалось. В 2004 году решением РПЦЗ в помещениях бывшего монастыря организовался небольшой церковный приход, на который была возложена обязанность поддерживать в приемлемом состояние имущества опустевшей обители.

Помимо библиотеки и Синодального свечного завода при монастыре на опушке близлежащего леса также располагалось кладбище. На данный момент там располагается порядка пятисот захоронений. Главным образом данное кладбище становилось последним приютом для видных деятелей РПЦЗ. В частности, здесь находятся могилы иконописца Николая Колтыпина-Валловского, могилы князей Шаховских, могила Бориса Бразоля, основателя Пушкинского общества в Америке, а также Серафима Иванова, основателя Ново-Коренной Пустыни и архиепископа Чикагского и Детройтского, Феофана Шишманова, келейника архиепископа Иванова, белогвардейца Бориса Йордана, а также поэта Георгия Голохвастова.

В 2012 году кладбище сильно пострадало в результате урагана Сэнди: деревья близлежащего леса повредили ограду и уничтожили несколько надгробий. Восстановление захоронений производилось за счет прихода Ново-Коренной пустыни.

7 января 2020
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок