Символы смерти в искусстве Европы
С древних времен человек пытался постигнуть смерть. Чаще ее изображали с помощью символов сначала в наскальных рисунках, затем в живописи, скульптурах и других предметах искусства. В церквях и музеях мы окружены различными символами умирания, и все они легко считывались представителями той эпохи, когда они были созданы.
Череп
С приходом христианства распространение получает другой символ смерти – череп с двумя скрещенными костями, известный также как Адамова голова. Ее изображение напоминало зрителям о бренности бытия, в христианской живописи его, например, часто помещают на картины с Распятием Христа. Согласно верованиям, кровь Христа омыла череп Адама, избавив человечество от грехов. Вообще сюжеты из Библии, описывающие «Страсти Христовы», были популярны на протяжении всех веков.
Ангелы и всадники, забирающие души
Вплоть до средневековья смерть изображали также в образе ангелов или всадников, забирающих души. Такое светлое отношение к смерти изменилось после того, как города подверглись эпидемиям чумы. Тогда к жителям пришло понимание ужасов и омерзительности смерти, ее изображают в виде разлагающегося тела с червяками и обнаженной плотью. В этот же период рождается дошедшее до наших дней изображение смерти с косой как «мрачного жнеца», который без разбору косит человеческие жизни.
Скелет
Самый понятный символ смерти – это скелет. Изображение скелета на фреске обнаружили при раскопке Помпей. Он держит амфоры в руках, а под ним фраза на латинском «Carpe Diem» (наслаждайся моментом), ставшая крылатым изречением.
Триумф и пляска смерти
В 14 веке появляются популярные сюжеты «Триумф смерти» и «Пляска смерти». В первом случае смерть побеждает жизнь, убивая все на своем пути.
Обращаясь к «Пляскам смерти», художники изображали смерть в виде скелета, танцующего в паре с представителями социальных сословий (духовенство-знать-крестьяне). Такие сюжеты символизировали равенство всех перед смертью, мимолетность наслаждений и горестей. Зрителям с помощью таких картин или рисунков напоминали о возможности умереть в любой момент. Церковь поддерживала распространение этих изображений, сюжет размещали на фресках в церквях, о смерти говорили в проповедях, а скульпторы изображали ее силуэт.
Мертвая природа – натюрморт
Новое развитие сюжет смерти получает в 16-17 веках, когда смерть не изображается напрямую, а ее косвенно символизируют предметы в натюрмортах. В центре таких картин помещался череп, который окружали символами: увядающими цветами и фруктами, песочными часами, пустыми кубками (как противоположность наполненного кубка - символа жизни), гаснущими свечами, бабочками (мимолетность жизни). На таких картинах были и подсказки о том, как нужно прожить жизнь, например, игральные карты и кости означали неверные жизненные цели, а курительная трубка были символом быстротечных земных наслаждений. Мечи и золото помещали как символы богатства и власти, которые нельзя унести с собой на тот свет.
Романтизм и кладбища
К концу 18 века в искусстве набирает популярность романтизм, который стремился уйти от реальности из-за разочарования в устройстве мира. Романтический герой убегал от реальности в воображаемый мир, сновидения, экзотические страны или обращался к прошлому. Смерть им рассматривалась как освобождение. В этот период художники предпочитают изображать смерть через кладбища.
Картины разрушений
В 20 веке художники изображают массовую смерть людей и катаклизмы во время войн и революций. Художник Пабло Пикассо, например, в знаменитой картине «Герника», выполненной в художественной манере кубизма, изображает бомбардировку испанского городка во время гражданской войны в стране. Он изображает ужас жителей, смешивая их фигуры. Другая альтернатива - изображение разрушенных городов и деревень, затронутых войной.
Возможно, вам будет интересно: