Символы смерти в искусстве Европы

16942
Время прочтения статьи - 9 минут 10 секунд

С древних времен человек пытался постигнуть смерть. Чаще ее изображали с помощью символов сначала в наскальных рисунках, затем в живописи, скульптурах и других предметах искусства. В церквях и музеях мы окружены различными символами умирания, и все они легко считывались представителями той эпохи, когда они были созданы.

Череп

С приходом христианства распространение получает другой символ смерти – череп с двумя скрещенными костями, известный также как Адамова голова. Ее изображение напоминало зрителям о бренности бытия, в христианской живописи его, например, часто помещают на картины с Распятием Христа. Согласно верованиям, кровь Христа омыла череп Адама, избавив человечество от грехов. Вообще сюжеты из Библии, описывающие «Страсти Христовы», были популярны на протяжении всех веков.

Кровь Христа омывает череп Адама. Распятие Христа. Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико

Кровь Христа омывает череп Адама. Распятие Христа. Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико

Ангелы и всадники, забирающие души

Вплоть до средневековья смерть изображали также в образе ангелов или всадников, забирающих души. Такое светлое отношение к смерти изменилось после того, как города подверглись эпидемиям чумы. Тогда к жителям пришло понимание ужасов и омерзительности смерти, ее изображают в виде разлагающегося тела с червяками и обнаженной плотью. В этот же период рождается дошедшее до наших дней изображение смерти с косой как «мрачного жнеца», который без разбору косит человеческие жизни.

Скелет

Самый понятный символ смерти – это скелет. Изображение скелета на фреске обнаружили при раскопке Помпей. Он держит амфоры в руках, а под ним фраза на латинском «Carpe Diem» (наслаждайся моментом), ставшая крылатым изречением.

Мозаика 1го в. н.э., обнаруженная при раскопке Помпей.

Мозаика 1-го в. н.э., обнаруженная при раскопке Помпей.

Триумф и пляска смерти

В 14 веке появляются популярные сюжеты «Триумф смерти» и «Пляска смерти». В первом случае смерть побеждает жизнь, убивая все на своем пути.

Обращаясь к «Пляскам смерти», художники изображали смерть в виде скелета, танцующего в паре с представителями социальных сословий (духовенство-знать-крестьяне). Такие сюжеты символизировали равенство всех перед смертью, мимолетность наслаждений и горестей. Зрителям с помощью таких картин или рисунков напоминали о возможности умереть в любой момент. Церковь поддерживала распространение этих изображений, сюжет размещали на фресках в церквях, о смерти говорили в проповедях, а скульпторы изображали ее силуэт.

Пляска смерти. Фреска на внешней стене церкви Disciplini. Бергамо, Италия.

Пляска смерти. Фреска на внешней стене церкви Disciplini. Бергамо, Италия.

Мертвая природа – натюрморт

Новое развитие сюжет смерти получает в 16-17 веках, когда смерть не изображается напрямую, а ее косвенно символизируют предметы в натюрмортах. В центре таких картин помещался череп, который окружали символами: увядающими цветами и фруктами, песочными часами, пустыми кубками (как противоположность наполненного кубка - символа жизни), гаснущими свечами, бабочками (мимолетность жизни). На таких картинах были и подсказки о том, как нужно прожить жизнь, например, игральные карты и кости означали неверные жизненные цели, а курительная трубка были символом быстротечных земных наслаждений. Мечи и золото помещали как символы богатства и власти, которые нельзя унести с собой на тот свет.

Vanitas (1630). Художник Питер Клас.

Vanitas (1630). Художник Питер Клас.

Романтизм и кладбища

К концу 18 века в искусстве набирает популярность романтизм, который стремился уйти от реальности из-за разочарования в устройстве мира. Романтический герой убегал от реальности в воображаемый мир, сновидения, экзотические страны или обращался к прошлому. Смерть им рассматривалась как освобождение. В этот период художники предпочитают изображать смерть через кладбища.

Вход на кладбище (1825). Художник Каспар Давид Фридрих.

Вход на кладбище (1825). Художник Каспар Давид Фридрих.

Картины разрушений

В 20 веке художники изображают массовую смерть людей и катаклизмы во время войн и революций. Художник Пабло Пикассо, например, в знаменитой картине «Герника», выполненной в художественной манере кубизма, изображает бомбардировку испанского городка во время гражданской войны в стране. Он изображает ужас жителей, смешивая их фигуры. Другая альтернатива - изображение разрушенных городов и деревень, затронутых войной.

«Герника» (исп. Guernica) — картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 года

«Герника» (1937). Художник Пабло Пикассо.

Возможно, вам будет интересно:

12 декабря 2018
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок