Скульптурные надгробия транзи

1260
Время прочтения статьи - 8 минут 40 секунд

Транзи – это вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде скелета или частично разложившегося трупа. Наиболее распространенными эти скульптуры были на протяжение европейских Средних Веков и сохранялись популярными примерно до эпохи Возрождения. Их предназначение заключалось в том, чтобы напоминать зрителям о мимолетности и суетности человеческой земной жизни и тем самым подчеркивать важность и желательность хорошей жизни после смерти, которая ожидает христиан. Примечательно, что человек, скульптурно изображенный в виде скелета или разлагающегося трупа, вовсе не обязательно был погребен под своим изображением или рядом, или даже в том же храме. Транзи – не самый популярный тип средневековых надгробий, однако они в значительном числе сохранились в странах Западной Европы.

Общая характеристика

Изначально «транзи» назывались изображения разлагающихся тел в искусстве, однако, если речь идет о скульптурах, то так называют широкий спектр монументов, которые так или иначе изображают умерших людей в виде мертвецов с той или иной степенью разложения – в противопоставление традиционным надгробным скульптурам, которые изображают людей такими, какими они были при жизни (или по крайней мере непосредственно в момент смерти). В большинстве случаев транзи присутствуют на так называемых «двухпалубных» монументах: сверху располагаются эффигии (скульптуры), изображающие людей такими, какими они были при жизни (как правило, эти люди изображены на коленях, молящимися), а снизу располагается собственно скульптура-транзи, которая изображает покойного в истлевшем саване в частично разложившемся виде. Иконография здесь очень сильно зависит от региона: изображения пожирающих плоть умершего животных чаще встречаются на континенте, чем на Британских островах, а особенно много их в транзи Германии. Как считается, на рост популярности скульптур-транзи сильно повлиял позднесредневековый Danse macabre или пляска смерти – популярный в живописи, архитектуре и скульптуре сюжет.

С точки зрения традиционного христианского погребального искусства, транзи, конечно же, представляли сильный контраст с типичными изображениями покойных, в которых скульптор создавал как бы «прижизненное» изображение умершего человека. Типичная надгробная скульптура того времени изображала умершего со сложенными в молитве ладонями или в динамике – например, военный аристократ мог быть изображен вытаскивающим из ножен меч – именно такие скульптурные портреты были типичны для Европы тринадцатого-четырнадцатого веков.

Однако следует помнить, что транзи называют не только скульптурные изображения конкретных умерших на надгробиях, но и вообще любое скульптурное изображение разлагающегося человеческого тела. Такие скульптуры имели дидактическую задачу: они должны были показывать прихожанам храма преходящий характер земной славы и напоминать, что все люди, и знатные и простолюдины, в конце концов станут разлагающимися телами в земле. Разумеется, на практике все было несколько менее прямолинейно: как показывает исследования ученых, стоили такие скульптуры немало, что означало, что нужно было быть весьма преуспевающим и знатным человеком при жизни, что быть удостоенным чести быть изображенным в качестве транзи после смерти.

Как правило, позволить себе эти скульптуры могли только высшие клирики и дворяне – и то не любые. Причина заключается в том, что реалистическое изображение тела умершего в процессе гниения – весьма нетривиальная задача, а также в том, что необходимо быть крайне влиятельным, чтобы получить возможность выставить скульптуру в ограниченном пространстве храма.

Некоторые подобные монументы были установлены над двойными могилами для королей и королев. Например, французские короли Людовик XII, Генрих II и Франциск I со своими женами имели вышеупомянутые двухпалубные монументы: верхняя часть изображала королевскую чету одетыми в монаршие одеяния живыми людьми, а нижняя часть – голыми разлагающимися мертвецами. Их двухпалубные монументы размещены в базилике Сен-Дени, что неподалеку от Парижа. Существует и другие виды транзи: например, иногда людей изображали разлагающимися трупами в бронзовых скульптурах, а также в виде гравировок на камнях – такие в большом числе сохранились в Англии.

Транзи в Англии

Самый ранний из известных монументов транзи находится в приходе Брайтуэлл Болдуин в британском Оксфордшире: это барельефное изображение на напольной плите храма, посвященное «Джону Кузнецу» - это транзи датируется примерно 1370-ми годами. В пятнадцатом веке в Англии начали появляться и полноценные скульптурные транзи. Транзи сохранились в большом числе английских церковных приходов и кафедральных соборов. Самая ранняя из них находится в Линкольнском соборе – она изображает Ричарда Флеминга, епископа, основавшего оксфордский Линкольн-колледж; умер и похоронен он был в 1431 году. Кентерберийский собор содержит хорошо известную достопримечательность: скульптуру-транзи, посвященную Генри Чичеле, архиепископу Кентерберийскому (умер в 1443). В Кафедральном соборе Апостола Петра в Эксетере сохранился монумент шестнадцатого века, который изображает регента церковного хора Силка с подписью на латыни: «Я то, чем ты будешь, и ты то, чем я был. Молись за меня, прошу тебя». Также два монумента-транзи есть в Винчестерском соборе, а в аббатстве Тьюксбери сохранился транзи, который, как считается, посвящен Джон Уэйкману, аббату Тьюксбери, занимавшему этот пост с 1531 по 1539 годы. После того, как в Англии были расформированы монастыри, Уэйкман стал епископом Глостерским. Монумент изображает скелет, по которому карабкаются крысы. Как считается, этот транзи был изготовлен для Уэйкмана, однако погребен Уэйкман был не здесь, а в Фортгэмптоне, в Глостершире. Наконец, отдельного упоминания заслуживает транзи из Нового Времени, находящееся в соборе Святого Павла в Лондоне – этот монумент посвящен поэту Джону Донну. Примечательным эту скульптуру делает то, что в раннее Новое Время танзи уже, как правило, не изготовлялись.

Италия

Транзи можно обнаружить во многих церквах Италии. Несколько из них были созданы Андреа Брегно, включая знаменитые монументы, посвященные кардиналу Алену де Коэтиви, а также кардиналу д’Альберу и епископу Хуану Диасу де Кока – последние две транзи находятся в Риме. Другими значимыми транзи Италии считаются те, что посвящены кардиналу Маттео д’Акваспарта, епископу Джованни и кардиналу Гонсальво.

Франция

У французских монументов-транзи богатая история, однако до наших дней сохранилось не так много экземпляров, как в Британии. Один из наиболее ранних и анатомически точных транзи принадлежит средневековому врачу Гийому де Арсиньи в Лаоне. Другой ранний экземпляр – транзи кардинала Жана де ла Гранжа в Авиньоне. Второй всплеск популярности эта скульптурная форма пережила во Франции в эпоху Ренессанса, благодаря чему транзи появились у короля Людовика Двенадцатого и его жены Анны Британской. Вторым по известности является транзи, заказанное Катериной де Медичи для своего супруга, короля Франции Генриха Второго.

31 марта 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок