Свечи за упокой
Православная традиция ставить свечи за упокой известна многим, в том числе и далеким от веры людям. Сами по себе свечи имеют долгую историю в христианстве. С первых веков существования Церкви их назначение было понятно и вполне утилитарно: они освещали храмы и места сбора христиан. Но уже тогда это служило не только практическим, но и символическим целям.
Свечи в церкви – символ религии света
Хотя облик христианского храма часто ассоциируется с полумраком, эта религия всегда позиционировала себя как религия света, и подчёркивала это не только на словах, но и буквально. Обилие светильников должно было подкрепить возвышенный настрой молящихся. Тертуллиан, богослов второго–третьего века, писал: «никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
В последующие столетия, особенно после принятия христианства императором Константином, облик церквей, ход литургии, обязанности, действия, жесты и одеяния священников начали канонизироваться и осмысляться. Любой элемент Церкви должен был быть оправдан и любое изменение – обосновано. Любая деталь не только обретала описание в практических терминах, но и наделялась значением с богословской точки зрения – и свечи не стали исключением.
В чем значение свечей в церкви?
Множество богословов последующих веков теми или иными способами описывали значение свечей в церкви. В них видели отражение нерукотворного божественного света или напоминание об огненном столбе, явившемся Моисею. Манипуляции со светильниками становились важной частью литургии, типичным примером чего является служба на Сретение, во многом построенная именно вокруг создания как можно большего количества света в храме.
Рассматривалось и само устройство свечи – например, в чистоте воска некоторые комментаторы предлагали видеть символ чистой души, к которой должен стремиться каждый верующий. Наконец, процесс постепенного сгорания свечи служил своего рода mementro mori, напоминанием о смерти, важным в жизни любого христианина.
Обряды со свечами
В то же время церковные свечи в Средние века оказались окружены громадным комплексом мифов и легенд. Практически во всех христианских странах, от России до Испании, существовало множество народных колдовских обычаев с использованием свечей из церкви: для гадания, приворота, защиты от злых сил. В некоторых регионах, например, в стране басков, подобные обряды сохранились до 19 и даже раннего 20-го века. Необычные обряды со свечами порой можно встретить и по сей день.
Еще больше путаницы вносило то, что некоторые обряды не были выдуманы не с нуля, а представляли собой упрощение или переосмысление церковных практик и представлений. В первую очередь, конечно, это касается самого простого ритуала – покупки и установки свечи перед иконой ради здоровья или упокоения души близкого человека.
Заупокойные свечи – уникальный православный обряд
Сам по себе обычай ставить свечи распространён в католичестве и в англиканской церкви, во многих церквях востока и даже среди некоторых протестантских деноминаций. А вот отдельные «заупокойные» свечи – уникальная черта православия. В остальных церквях молящийся волен сам поставить свечу перед любой иконой с тем или иным прошением, а в православной сформировалась традиция так называемых «канунов», прямоугольных столиков-подсвечников, стоящих не перед иконой святого, а перед распятием. Важно подчеркнуть, что священники не запрещают ставить свечи за упокой перед любым святым или иным изображением, например, покровителем усопшего. Особое положение «канунов» сейчас скорее воспроизводит традицию, чем служит жёсткому разграничению.
При этом многие современные священники стараются подчеркнуть, что зажжение свечи – лишь часть большего процесса. Верующий должен зайти в храм, принести символическую жертву, купив свечу, зажечь её перед сознательно выбранным изображением, произнести соответствующую молитву и уйти. Само использование свечи имеет смысл, только если присутствуют все остальные шаги.
С этим же связан запрет на зажигание свечей за упокой самоубийц или некрещённых – по сути, это не отдельная норма, а просто следствие из общего запрета на поминовение подобных людей. В католицизме и многих других христианских деноминациях такого жёсткого ограничения нет, с одной стороны, из-за некоторой либерализации, с другой – и из-за отсутствия отдельных «заупокойных» свечей. Впрочем, в последние годы по множеству причин подобные запреты ослабевают и в Православной церкви. Пусть и редко, но с каждым годом всё чаще можно услышать молитвы и увидеть свечи, зажжённые в память о людях, храм никогда не посещавших.
Возможно, вам будет интересно: